Наталья Волкова
Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Волкова Наталья Ананьевна
Воспитатель первой категории
МБДОУ «Детский сад № 173»
Г. Нижний Новгород, Нижегородская область
Статья «Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры»
Публикация «Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Аннотация. Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, систематизируются дидактические игры и игровые упражнения на развитие речевого дыхания, слухового внимания детей и овладение ими звуковой культуры речи в возрасте 5-7 лет.
Ключевые слова: дошкольники, речь, звуковая культура речи, произношение, языковые нормы речи, звукопроизношение, артикуляция, развитие, методы, приемы, проблемы, дидактическая игра, игровые упражнения.
Введение. Полноценное общение – самое главное в развитии ребенка. А полноценным оно, общение, может стать только благодаря речи.
«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме
того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления».
К. И. Чуковский.
Речь выполняет важнейшие функции: с ее помощью формируются взаимоотношения ребенка с окружающим миром, определяются и регулируются нормы поведения. Она влияет на формирование личности ребенка, на его социальную адаптацию. В старшем дошкольном возрасте речевые умения детей значительно совершенствуются. На первое место выступает общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование. Пробуждается интерес детей к партнерству по игре, усложняется замысел в игровой деятельности. В этом возрасте развиваются волевые качества ребенка, что позволяет заранее сосредоточить свое внимание на предстоящей ему деятельности.
Формирование правильного звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к ним речь, осуществлять контроль за речью окружающих и за собственной речью. В настоящее время наблюдается тенденция трудности формирования звукопроизношения у детей, в связи с чем, отмечаются дефекты произношения звуков на этапе завершения детского сада. Огорчает то, что не все взрослые свободно владеют «чистой» речью. И если взрослым не помочь в силу тех или иных обстоятельств, то правильная, свободная речь детей – наша забота. Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных «лепетных» звуков до свободного применения наборов слов, овладение грамматическим строением языка.
Изложение основного материала статьи. Организация педагогической деятельности по развитию звукопроизношения, которая реализуется в детских садах, направлена на решение таких задач, как:
• Развитие артикуляционного аппарата дошкольников;
• Ознакомление детей со строением и функционированием речевого аппарата;
• Развитие фонематического слуха детей;
• Овладение нормами правильного произношения всех звуков родного языка;
• Улучшение дикции детей;
• Развитие интонационной окраски речи (интонация, темп, тембр, сила голоса, мелодика, ударения);
• Работа над пониманием детьми звукового состава родного языка.
Наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей-дошкольников, является дидактическая игра. Именно игра помогает развивать правильное звукопроизношение, фонематический слух, фонематическое восприятие, правильное дыхание Игры помогают расширять активный словарь, углублять интерес к языку. Благодаря игре процесс обучения детей происходит в доступной и привлекательной для детей форме. Почти все игры многофункциональные, педагог может неоднократно к ним возвращаться для закрепления пройденного.
Игры решают такие задачи, как:
1. Обучению детей умению подбирать слова с заданными звуками; развитие слухового восприятия, речевого слуха;
2. Развитие и совершенствование детьми фонетических знаний и умений;
3. Формировать навыки в восприятии и различении звуков;
4. Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового стоя.
Цель игры всегда имеет 2 аспекта:
• Познавательный, то есть то, чему, мы должны научить ребенка, то какие способы действия с предметами хотим ему передать.
• Воспитательный- это те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые необходимо прививать детям.
Игры систематизированы от простых к сложным, что делает их доступными для детей 5-7 лет.
Примеры дидактических игр :
«Повтори правильно», «Делай как я», «Найди ошибку» развивают у детей слуховое внимание, учат их произносить отчетливо многосложные слова, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.
Игры «Прокачу на машине», «Доскажи слово с картинки», «Выдели слово», «Что в мешочке?»- цель этих игр закрепление в речи правильного произношения детьми определенных звуков в словах, учить выделять их из группы слов, из речевого потока.
«Кто быстрее повторит» - цель определять детьми на слух скорость произнесения звукосочетаний, умение произносить их с различным темпом.
Игра «Подбери похожие слова»- развивает у детей слуховое восприятие, учит различать и подбирать близкие по звучанию слова.
Дидактическая игра может быть использована на всех этапах развития речи детей
Выводы. На современном этапе развития педагогической науки одной из важнейших проблем относительно совершенствования сферы дошкольного образования повышения качества обучения, является поиск путей повышения эффективности речевого развития детей-дошкольников. Одним из ключевых компонентов в структуре культуры речи является звуковая культура речи. Под данным термином необходимо понимать правильную и четкую артикуляцию, четкое произношение звуков, слов, слов со стечением согласных, многосложных слов, фраз родного языка, владение правильным речевым дыханием, овладение определенным уровнем развития фонематического слуха и интонационной окраски речи детей-дошкольников.
Литература:
1. Аматьева Е. П. Обучение старших дошкольников выразительности речи //Наука и образование. -1997.-№1. – С. 71-78.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М. ,2014. – 142 с.
3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2009. – 128 с.
4. Ковшиков В. А. «Исправление нарушений различения звуков».СПб. 1995г.
5. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика- Синтез, 2015. – 64 с.
6. Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб, 1998г.
7. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речив раннем возрасте. // Известия Академии Педагогических Наук РСФСР, вып. 13. 1948. – С. 101-133. – URL : htp ://predu/livejournal.com/1153803.html.