светлана хименко
Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Хименко С. В. – воспитатель
Ельцова М. А. – воспитатель
БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302»
Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, посредством театрализованной деятельности.
Публикация «Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время очень актуальна: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Важно сформировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина своего общества. Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ему гармонизировать его картину мира.
Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в уважении к историческому прошлому своего народа. Одной из задач педагогов, а также родителей, является развитие интереса у детей к русским традициям, к национальному фольклору. Эту задачу можно решить во всех видах детской деятельности : образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности родителей и воспитателей с детьми, музыкальной, изобразительной.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, о фольклоре и о национальных праздниках своего народа[1, c.56].
Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность.
Выбор нашей темы не случаен. Поскольку духовно-нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей, то воспитательный процесс не может быть полноценным без опоры на эмоции и целенаправленное культивирование «высших чувств» : сопереживания, гордости, жалости, стыда и т. д. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий.
Целью нашей работы является:
Развитие у детей духовно-нравственных качеств, посредством театрализованной деятельности.
Общая цель вывела на постановку следующих задач:
1. Знакомить детей с культурой и историей своего народа через театрализованную деятельность;
2. Формировать у детей духовно-нравственные ценности (доброта, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе русских народных сказок, потешек.
3. Вовлечь родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.
Средства реализации задач:
1. Знакомство детей с культурой и историей своего народа лучше начинать через знакомство с народными сказками, потешками, колыбельными. Мы начинали свою работу с детьми первой младшей группы. Т. к. в этом возрасте у детей наглядно-действенное мышление, то наиболее эффективно не просто рассказать, а показать сказку. Так у нас появилась идея создания театрального уголка.
Мы стали собирать и изготавливать своими руками и с помощью родителей различные виды театров : настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, печатный театр, вязаный театр, театр мягкой игрушки, кукольный, конусный театр. А так же костюмы для драматизации, атрибуты, декорации, маски, куклы из ложки, наголовники, природный материал, касса, билеты.
Шумовые и народные инструменты: рубель, ложки, трещотки, бубны, погремушки, балалайка, колокольчик.
Устное народное творчество: потешки, прибаутки, считалки, загадки, скороговорки, иллюстрации, книги- раскладушки, книги- картинки, фигурки животных, игры на развитие мелкой моторики.
Народно-прикладное искусство: игрушки, костюмы, иллюстрации, дидактический материал, матрешки.
Это совместный проект ДЕТИ-РОДИТЕЛИ-ВОСПИТАТЕЛИ.
2. Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, мы считаем духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности.
Основой педагогической технологии в нашей работе является, развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей к игре-драматизации. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.
Нашу работу мы начинали, привлекая детей для участия в кукольном театре. За ширмой дети легко перевоплощаются в сказочных героев. Этюды и упражнения на выражение отдельных черт характера и эмоций помогают развить умение общаться с помощью вербального и невербального способа передачи того или иного эмоционального состояния. Целью данной деятельности является выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка.
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников;
3. Мы привлекаем родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Применяем как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями : беседы, консультации на темы нравственного воспитания, индивидуальные поручения, выставки, оформление стенгазет, афиш, изготовление кукол совместно с детьми.
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, природе, обычаях своего народа, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Литература:
1. Знакомство детей с русским народным творчеством/ Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А Маркеева, О. Н. Корепанова и др. —3-е изд., перераб. и дополн. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. М. : Сфера ТЦ, 2003. — 128 с.
3. Доронова Т. Н. Играем в театр. Просвещение. 2004.