Алла Пономаренко
Консультация «Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств посредством знакомства с родным краем»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств посредством знакомства с родным краем
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к своей родине. Поэтому одна из главных задач моей работы – формирование у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание патриотических чувств через знакомство с родным краем, Белгородчиной.
Публикация «Консультация „Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств посредством знакомства с родным краем“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Начиная работу по данной проблеме мною были изучены природные, культурные, социальные особенности нашего края, с детьми неоднократно мы посещали Борисовский краеведческий музей. Занятия познавательного, художественно-эстетического цикла, экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми расширяют кругозор детей, знакомят с народной культурой, историей нашего края и, тем самым, помогают пробудить интерес к жизни своего народа, воспитать любовь к родному краю.
Накопленный материал распределен по блокам.
1. блок. Я, моя семья, мой дом
На специально организованных занятиях, беседуя в свободное время, дети рассказывают о себе, о своей семье. С этой целью я провожу с детьми «День семьи». В этот день ребята приносят в детский сад семейные фотографии, различные вещи, которые дороги членам семьи, которые передаются из поколения в поколение. Ребенок, показывая фотографии, рассказывает о своих родных, о любимых игрушках, чем они занимаются в выходные дни, как отмечают праздники, показывают на карте села где находится их дом, какой дорогой они идут в детский сад. Рассказ ребенка о семье проводим в форме круглого стола. Если семья ребенка живет недалеко от детского сада, то на прогулке мы идем к нему домой. Там ребенок проводит экскурсию у себя во дворе. Часто в конце дня в детский сад приходят родители воспитанников с пирогом и мы все вместе садимся за чай, беседуя. Такие формы работы не только сближают всех членов семьи, но и развивают в ребенке уверенность в себе и гордость за свою семью.
В итоге дети больше узнают о своей семье, могут рассказать о своих родных, с любовью и уважением относятся к взрослым членам своей семьи.
2 блок. Моё село
Начиная работу по разделу "Моё село", в ходе бесед я выяснила, что дети не знают названия улиц села, а также истории их возникновения (названий). С этой целью был организован ряд тематических прогулок, экскурсий по улицам села, по итогам которых ребята совместно составляли план родного села, на котором отмечали дома, в которых живут дети, показывали какой маршрут они совершают каждый день. Такие тематические прогулки мною проводятся в разное время года, на которых одновременно происходит ознакомление и с правилами дорожного движения, и наблюдения изменений в растительном и животном мире.
Организуя предварительную беседу с детьми об истории возникновения родного села я выяснила, что большинство воспитанников не знают его истории, а именно: почему наше село называется Грузское, кто были первыми его жителями и другое. Поэтому целью дальнейшей работы с детьми в данном направлении явилось составление летописи нашего села.
Разработав, а потом и организовав беседы с детьми об истории нашего села, дети узнали, когда и почему оно возникло, кто были его первые жители, когда была организована первая школа, оформили альбом «Гордость нашего села». Дети расспрашивают своих бабушек и дедушек, приносят старые фотографии, связанные с нашим селом и мы видим, как с годами оно изменяется, становится краше и современнее.
3 блок. Природа нашего края
Реализовывая цель: воспитание в детях бережного отношения к природе и ко всему окружающему, я провожу с ними специально организованные беседы. Одной из форм практического взаимодействия с детьми было выбрано совместное оформление альбома "Лекарственные растения нашего края", в который мы поместили растения, которые носят лечебный характер. Далее вместе с детьми было решено оформить альбом "Красная книга растений нашего края".
Итогом проделанной работы в данном направление стало самостоятельное желание каждого ребенка оформить свою Красную книгу и изображать в ней тех, кого он будет охранять. Так в их книгах появились рисунки кошек и собак, которые остались без хозяев, птичек, которым нечего есть, особенно в холодные зимние дни, деревья со сломанными ветками, цветы, жуки, бабочки и многое другое.
Каждый год 22 апреля я провожу с детьми праздник "День Земли", в ходе которого дети демонстрируют систему уже имеющихся знаний и представлений о природе родного края : дети рисуют животных, растения, делают аппликации из засушенных трав и цветов, разучивают стихи, песни; а после праздника мы вместе с детьми сажаем деревья и цветы на участке нашего детского сада.
4 блок. Русский человек здоровьем славится
Русский человек всегда славился своим здоровьем, пример тому былинный богатырь - символ несгибаемости духа, поэтому большое внимание в своей работе я уделяю укреплению физического и психического здоровья воспитанников. С этой целью мноюразработаны и проводятся такие формы активного отдыха, как развлечения, праздники, соревнования, "Дни здоровья", "Малые олимпийские игры". Дети не только активно занимаются оздоровлением своего организма, но и пополняют свои знания о белгородских и российских спортсменах, а также узнают историю возникновения олимпийских игр.
5 блок. Народное творчество
Любовь к Родине формируется у детей и через знакомство с историей культуры своего народа и особенно родного края. Важно воспитать в детях уважение к истории своего народа: чем он жил, особенности культуры, одежды, традиций, праздников, увлечений в свободное от работы время.
С целью ознакомления детей с бытом и творчеством своего народа в детском саду создан мини-музей «Русская горница». Приходя сюда, дети применяют на практике знания, которые они получают во время экскурсий, занятий, в беседах с жителями нашего села.
Здесь есть старинные полотенца, кувшины, крынки, чугунки, самовар, прялка и другие предметы быта, домашней утвари. Есть и праздничный наряд, который принадлежал жительнице нашего села. Дети могут увидеть, потрогать одежду, которую носили наши предки, послушать рассказ о том, что в старину одежду украшали вышивкой, лентами, тесьмой, не только ради красоты, но и для оберега.
Многие экспонаты музея были собраны с помощью родителей, дедушек и бабушек воспитанников, жителей села. Здесь ребята не только рассматривают предметы, многие из которых видят впервые, но и «играют в историю».
Вместе с родителями воспитанников в нашем детском саду проводятся фольклорные праздники. Так, например, «Коляда» - праздник, который лучше организуется в домах, где живут дети. Мы распределяем роли: кто будет хозяевами, кто колядовщиками. И сценарий для него просто не понадобится, когда все: дети, родители, сотрудники детского сада знают историю, традиции данного праздника.
6 блок. Моё родное Белогоръе
Появление данного блока в работе с детьми способствовала постановка цели: ознакомление с символикой родного края - Белгородчины. Каждый гражданин своей Родины должен знать символику и геральдику не только государства, но и края, в котором он родился, вырос и продолжает жить. С этой целью разработаны серии занятий, экскурсий и других видов деятель-ности, на которых дети знакомятся с геральдикой Белгородской области, узнают, что обозначают цвета флага Белгородской области, какой у нас герб, символы Борисовского района; узнают чем богата Белгородчина, какими заслугами перед Отечеством славится. С помощью карты Белгородской области мы «путешествуем» по нашему краю. Дети знакомятся с творчеством белгородских поэтов И. Чернухина, В. Молчанова и др. Оформили выставку фотографий детей в самых красивых уголках Борисовки и нашего села.
Мы с детьми много читаем о мужественной борьбе русского народа в Великую Отечественную войну, о героях-белгородцах, о битве на Прохоровском поле. В день Победы 9 мая и 5 августа мы встречаемся с ветеранами, дарим им подарки, возлагаем цветы к памятнику погибших воинов в нашем селе.
В результате работы по этой теме уровень знаний и представлений воспитанников стал гораздо выше. Итогом проделанной работы в данном направлении явилось воспитание в детях чувства гордости за то, что они являются жителями Белгородчины, И мы надеемся, что дети станут достойными гражданами нашей родины и научат, в будущем, своих детей любить Россию и наш край,
В перспективе я планирую больше внимания уделить народному искусству и декоративно-прикладному творчеству, хочу организовать экскурсии для детей и их родителей по ознакомлению с нашим краем, ведь недаром говорится в русской пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.»