Надежда Павлиновна Карачарова
Формирование духовно — нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Карачарова Надежда Павлиновна,
Крылова Ольга Юрьевна
Практико-значимый проект
«Формирование духовно - нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми»
Актуальность темы заключается в том, что формирование духовно -нравственных ценностей дошкольника – одна из важнейших сторон развития личности ребенка. Объединение усилий детского сада и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. При взаимодействии ребенка с взрослыми и сверстниками в совместных мероприятиях дети включаются в активную деятельность и приобретают социальный опыт доброжелательного общения, следуют социальным нормам поведения, проявлять свои чувства и нравственные качества, оценивают свои поступки и поступки других, ощущают свою неразрывность с окружающим миром.
Публикация «Формирование духовно — нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми» размещена в разделах
Цель: формирование духовно – нравственные ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми.
Задачи:
• Изучение и анализ научно – методической литературы по формированию духовно – нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми.
• Разработать технологию по формированию духовно – нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми.
• Взаимодействие педагогов ДО с родителями по формированию духовно – нравственных ценностей у дошкольников.
• Анализ, результативность проводимой работы в ходе проекта, перспективность.
I. Теоретическая значимость
В России в настоящее время реализуется государственная политика в области охраны прав ребенка, обеспечение максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребенка. В действующем российском законодательстве право родителей руководить ребенком закреплено в Семейном кодексе РФ, Законе РФ "Об образовании", Конституцией РФ. Родители несут ответственность за воспитание и развитие детей. Семья — один из ведущих определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Ценностные ориентации, моральные принципы, внутренние жизненные установки человека закладывает семья. «Мать помни: ты – главный воспитатель и педагог», - сказал В. А. Сухомлинский. Народная пословица гласит: «Один отец значит больше, чем сто учителей». Государство большие надежды возлагает на систему образования в оказании помощи родителям в воспитании, развитии и обучении детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в формировании общей культуры личности детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
II. Практическая часть
2.1. Взаимодействие взрослого и ребенка
Детский сад – это уникальное место, где можно увидеть: выставки, музеи, снежные сказочные постройки, альпийские горки, цветущие клумбы, фруктовый сад и огород, поле, где колосится рожь, и даже погулять по экологической тропе в лесу, встретиться с лесными обитателями, послушать голоса птиц и подышать свежим воздухом. Доброжелательная атмосфера и психологический комфорт соответствует ДО.
Ежедневным, постоянным общением педагога и ребенка подготовим детей к совместным мероприятиям с родителями, обеспечим мотивацию по проблеме формирования духовно – нравственных ценностей у дошкольника. Способствуем накоплению представлений о добрых поступках, видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, задумываться над мотивами поступка. Используем в работе: беседы о реальных случаях из жизни на моральные темы, чтение художественных произведений с моральной оценкой поступков героев и сопереживания им, просмотр фрагментов мультфильмов и их обсуждение. Чтением художественной литературы расширяем у детей представления о добре и зле, гуманном отношении друг к другу, нравственных качествах человека.
Разыгрываем социальные ситуации из жизни, проводим поведенческие тренинги, игровые приемы, с помощью которых создается мотивация оказания помощи тем, кто в ней нуждается, или проявление сопереживания героям в трудных ситуациях. Сюжетно – ролевые, народные игры формируют у детей положительные качества, ценностное отношение к моральной стороне поступков, развивают сопереживание как человеческое чувство. Дидактические игры на тему: «хорошо – плохо», «добро – зло», «угадай эмоцию». Разыгрываем сценки сказок, вызывая желания подражать добрым поступкам. Слушаем музыку и свои впечатления передаем в рисунке. Уделяем внимание устному народному творчеству, в частности разучиванию и осмыслению мудрости пословиц. Формируем личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм.
Нравственность охватывает различные уровни взаимодействия отношение к себе, отношение к другим, положительное отношение к миру. Создание благоприятных условий для реализации проекта: обеспечивает эмоциональное благополучие детей; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.
2.2. Этапы работы
I. Организационный этап (август)
Цель: собрать информацию, разработать технологию проекта.
• Изучение и анализ научно - методической литературы
• Подбор и систематизация материала
• Календарно – тематическое планирование.
• Наглядная пропаганда.
• Привлечение внимания родителей.
Задача педагога привлечь родителя к сотрудничеству или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов. Индивидуальная работа с каждым родителем, наглядная пропаганда, беседы и консультации, родительские собрания имеют огромные возможности по освещению проблемы формирования у дошкольников духовно – нравственных ценностей. Родителей необходимо заинтересовать и привлечь к взаимодействию.
Планирование способствует эффективному усвоению духовно – нравственных ценностей дошкольником, предусматривает развитие, обучение и воспитание ребенка в течение всего пребывания в ДО.
II. Содержательный этап (сентябрь – май)
Цель: внедрение эффективных форм работы.
Задачи: развивать у детей положительного отношения к миру, другим людям, самому себе; чувство собственного достоинства, веру в себя; активное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми; сопереживать чувствам других, неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства; следовать социальным нормам поведения; овладевать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений способствует формированию и развитию духовно – нравственных ценностей у дошкольника. В совместных мероприятиях дети включаются в активную деятельность и приобретают социальный опыт доброжелательного общения, следуют социальным нормам поведения, проявлять свои чувства и нравственные качества, оценивают свои поступки и поступки других, ощущают свою неразрывность с окружающим миром. Содержательный этап проекта предполагает два направления деятельности: взаимодействие взрослого и ребенка, режимные моменты.
Взаимодействие педагогов, родителей, детей. Важным условием формирования духовно – нравственных ценностей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей – социальный опыт нравственного взаимодействия : выпуск газет, выставки совместного творчества, оформление групп, экскурсии, КВН, семейные конкурсы, благоустройство ДО и территории, концерты, праздники.
Режимные моменты. Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что, как и в семье, так и детском саду есть взрослые, которые любят их. Формируем у детей чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, показываем нравственные отношения между людьми во время режимных моментов.
Создали центры: «Живая природа», «Быт и традиции Подолья».
Формируем представления детей о родном крае, о родном городе. Прививаем любовь к родным местам, вызываем чувство гордости за своих земляков. Способствуем накоплению представлений о добрых поступках, гуманном отношении друг к другу, нравственных качествах человека. Проводим тематические экскурсии «Мой родной Подольск».
Взаимодействие взрослых и детей. Мероприятия, посвященные 9 Мая: встреча с ветераном Великой Отечественной войны Зубакиным Д. И., экскурсия к памятнику Подольских курсантов с возложением цветов, концерт в Центральном архиве Министерства обороны. Вызываем у детей чувство уважения, благодарности участникам войны, опираясь на конкретные факты, помогаем осознать понятие любовь к Отечеству. Способствуем обогащению личности дошкольника духовно – нравственными ценностями, приобретению социального опыта через взаимодействие взрослых и ребенка.
III. Результативный этап (май)
Цель: анализ и результативность проводимой работы в ходе проекта, перспективность.
Положительная динамики в социально-коммуникативном развитии детей Обогащение личности дошкольника духовно – нравственными ценностями. Взаимодействие с родителями по принципам доброжелательности, взаимопонимания, доверия.
Перспективность: содержание работы может быть использовано педагогами дошкольных организаций.
Заключение
В результате проведенного анализа научно – методической литературы и нормативно – правовых документов, практической деятельности можем сделать выводы.
Формирование духовно - нравственных ценностей дошкольника – одна из важнейших сторон развития личности ребенка.
Объединение усилий детского сада и семьи для развития личности.
При взаимодействии ребенка с взрослыми и сверстниками в совместных мероприятиях дети включаются в активную деятельность и приобретают социальный опыт доброжелательного общения, следуют социальным нормам поведения, проявлять свои чувства и нравственные качества, оценивают свои поступки и поступки других, ощущают свою неразрывность с окружающим миром.
Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, чувством собственного достоинства уверенности в себе.
Список использованной литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013гю № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Дурова, Н. В. Очень важный разговор. [Текст] Н. В. Дурова. – М., 2009.
3. Козлова, С. А. «Я - человек. Программа социального развития ребенка».[Текст] С. А. Козлова. - М., 2005.
4. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? [Текст]
Л. И. Кондрыкинская. – М., 2004.
5. Данилина, Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. [Текст] Г. Н. Данилина. – М., 2003.