Приложение МААМ

Формирование духовно — нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми

Надежда Павлиновна Карачарова
Формирование духовно — нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы: Карачарова Надежда Павлиновна,

Крылова Ольга Юрьевна

Практико-значимый проект

«Формирование духовно - нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми»

Актуальность темы заключается в том, что формирование духовно -нравственных ценностей дошкольника – одна из важнейших сторон развития личности ребенка. Объединение усилий детского сада и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. При взаимодействии ребенка с взрослыми и сверстниками в совместных мероприятиях дети включаются в активную деятельность и приобретают социальный опыт доброжелательного общения, следуют социальным нормам поведения, проявлять свои чувства и нравственные качества, оценивают свои поступки и поступки других, ощущают свою неразрывность с окружающим миром.

Публикация «Формирование духовно — нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми» размещена в разделах

Цель: формирование духовно – нравственные ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми.

Задачи:

• Изучение и анализ научно – методической литературы по формированию духовно – нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми.

• Разработать технологию по формированию духовно – нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми.

Взаимодействие педагогов ДО с родителями по формированию духовно – нравственных ценностей у дошкольников.

• Анализ, результативность проводимой работы в ходе проекта, перспективность.

I. Теоретическая значимость

В России в настоящее время реализуется государственная политика в области охраны прав ребенка, обеспечение максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребенка. В действующем российском законодательстве право родителей руководить ребенком закреплено в Семейном кодексе РФ, Законе РФ "Об образовании", Конституцией РФ. Родители несут ответственность за воспитание и развитие детей. Семья — один из ведущих определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Ценностные ориентации, моральные принципы, внутренние жизненные установки человека закладывает семья. «Мать помни: ты – главный воспитатель и педагог», - сказал В. А. Сухомлинский. Народная пословица гласит: «Один отец значит больше, чем сто учителей». Государство большие надежды возлагает на систему образования в оказании помощи родителям в воспитании, развитии и обучении детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в формировании общей культуры личности детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

II. Практическая часть

2.1. Взаимодействие взрослого и ребенка

Детский сад – это уникальное место, где можно увидеть: выставки, музеи, снежные сказочные постройки, альпийские горки, цветущие клумбы, фруктовый сад и огород, поле, где колосится рожь, и даже погулять по экологической тропе в лесу, встретиться с лесными обитателями, послушать голоса птиц и подышать свежим воздухом. Доброжелательная атмосфера и психологический комфорт соответствует ДО.

Ежедневным, постоянным общением педагога и ребенка подготовим детей к совместным мероприятиям с родителями, обеспечим мотивацию по проблеме формирования духовно – нравственных ценностей у дошкольника. Способствуем накоплению представлений о добрых поступках, видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, задумываться над мотивами поступка. Используем в работе: беседы о реальных случаях из жизни на моральные темы, чтение художественных произведений с моральной оценкой поступков героев и сопереживания им, просмотр фрагментов мультфильмов и их обсуждение. Чтением художественной литературы расширяем у детей представления о добре и зле, гуманном отношении друг к другу, нравственных качествах человека.

Разыгрываем социальные ситуации из жизни, проводим поведенческие тренинги, игровые приемы, с помощью которых создается мотивация оказания помощи тем, кто в ней нуждается, или проявление сопереживания героям в трудных ситуациях. Сюжетно – ролевые, народные игры формируют у детей положительные качества, ценностное отношение к моральной стороне поступков, развивают сопереживание как человеческое чувство. Дидактические игры на тему: «хорошо – плохо», «добро – зло», «угадай эмоцию». Разыгрываем сценки сказок, вызывая желания подражать добрым поступкам. Слушаем музыку и свои впечатления передаем в рисунке. Уделяем внимание устному народному творчеству, в частности разучиванию и осмыслению мудрости пословиц. Формируем личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм.

Нравственность охватывает различные уровни взаимодействия отношение к себе, отношение к другим, положительное отношение к миру. Создание благоприятных условий для реализации проекта: обеспечивает эмоциональное благополучие детей; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

2.2. Этапы работы

I. Организационный этап (август)

Цель: собрать информацию, разработать технологию проекта.

• Изучение и анализ научно - методической литературы

• Подбор и систематизация материала

• Календарно – тематическое планирование.

• Наглядная пропаганда.

• Привлечение внимания родителей.

Задача педагога привлечь родителя к сотрудничеству или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов. Индивидуальная работа с каждым родителем, наглядная пропаганда, беседы и консультации, родительские собрания имеют огромные возможности по освещению проблемы формирования у дошкольников духовно – нравственных ценностей. Родителей необходимо заинтересовать и привлечь к взаимодействию.

Планирование способствует эффективному усвоению духовно – нравственных ценностей дошкольником, предусматривает развитие, обучение и воспитание ребенка в течение всего пребывания в ДО.

II. Содержательный этап (сентябрь – май)

Цель: внедрение эффективных форм работы.

Задачи: развивать у детей положительного отношения к миру, другим людям, самому себе; чувство собственного достоинства, веру в себя; активное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми; сопереживать чувствам других, неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства; следовать социальным нормам поведения; овладевать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений способствует формированию и развитию духовно – нравственных ценностей у дошкольника. В совместных мероприятиях дети включаются в активную деятельность и приобретают социальный опыт доброжелательного общения, следуют социальным нормам поведения, проявлять свои чувства и нравственные качества, оценивают свои поступки и поступки других, ощущают свою неразрывность с окружающим миром. Содержательный этап проекта предполагает два направления деятельности: взаимодействие взрослого и ребенка, режимные моменты.

Взаимодействие педагогов, родителей, детей. Важным условием формирования духовно – нравственных ценностей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей – социальный опыт нравственного взаимодействия : выпуск газет, выставки совместного творчества, оформление групп, экскурсии, КВН, семейные конкурсы, благоустройство ДО и территории, концерты, праздники.

Режимные моменты. Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что, как и в семье, так и детском саду есть взрослые, которые любят их. Формируем у детей чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, показываем нравственные отношения между людьми во время режимных моментов.

Создали центры: «Живая природа», «Быт и традиции Подолья».

Формируем представления детей о родном крае, о родном городе. Прививаем любовь к родным местам, вызываем чувство гордости за своих земляков. Способствуем накоплению представлений о добрых поступках, гуманном отношении друг к другу, нравственных качествах человека. Проводим тематические экскурсии «Мой родной Подольск».

Взаимодействие взрослых и детей. Мероприятия, посвященные 9 Мая: встреча с ветераном Великой Отечественной войны Зубакиным Д. И., экскурсия к памятнику Подольских курсантов с возложением цветов, концерт в Центральном архиве Министерства обороны. Вызываем у детей чувство уважения, благодарности участникам войны, опираясь на конкретные факты, помогаем осознать понятие любовь к Отечеству. Способствуем обогащению личности дошкольника духовно – нравственными ценностями, приобретению социального опыта через взаимодействие взрослых и ребенка.

III. Результативный этап (май)

Цель: анализ и результативность проводимой работы в ходе проекта, перспективность.

Положительная динамики в социально-коммуникативном развитии детей Обогащение личности дошкольника духовно – нравственными ценностями. Взаимодействие с родителями по принципам доброжелательности, взаимопонимания, доверия.

Перспективность: содержание работы может быть использовано педагогами дошкольных организаций.

Заключение

В результате проведенного анализа научно – методической литературы и нормативно – правовых документов, практической деятельности можем сделать выводы.

Формирование духовно - нравственных ценностей дошкольника – одна из важнейших сторон развития личности ребенка.

Объединение усилий детского сада и семьи для развития личности.

При взаимодействии ребенка с взрослыми и сверстниками в совместных мероприятиях дети включаются в активную деятельность и приобретают социальный опыт доброжелательного общения, следуют социальным нормам поведения, проявлять свои чувства и нравственные качества, оценивают свои поступки и поступки других, ощущают свою неразрывность с окружающим миром.

Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, чувством собственного достоинства уверенности в себе.

Список использованной литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013гю № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

2. Дурова, Н. В. Очень важный разговор. [Текст] Н. В. Дурова. – М., 2009.

3. Козлова, С. А. «Я - человек. Программа социального развития ребенка».[Текст] С. А. Козлова. - М., 2005.

4. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? [Текст]

Л. И. Кондрыкинская. – М., 2004.

5. Данилина, Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. [Текст] Г. Н. Данилина. – М., 2003.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников посредством традиционных народных праздниковФормирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников посредством традиционных народных праздников Ценность народного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей.

Консультация для родителей «Формирование нравственных ценностей» Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение. Екатерина II Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли здоровыми и.

Консультация «Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств посредством знакомства с родным краем» В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства.

Консультация «Формирование нравственных ценностей у детей раннего дошкольного возраста» Нравственное воспитание – активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного.

Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе семейных ценностей» Цель проекта: Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам Задачи: • Формировать у детей представление о семье.

Развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на основе освоения историко-культурного наследия России Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества.

Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников при взаимодействии с родителями ЦЕЛЬ: - Создать условия для осуществления комплексного подхода к воспитанию нравственно-патриотических качеств, для приобщения дошкольников.

Консультация «Влияние игр-драматизаций на формирование нравственных ценностей в дошкольном возрасте» Шульц И. Ю., воспитатель МДОУ «Детский сад №24 с. Крутой Лог» В формировании личности исключительно велико значение нравственного воспитания,.

Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников в проектной деятельности по формированию интереса к народной кукле ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани структурное подразделение, реализующее программы дошкольного образования – «Детский сад», расположенное по адресу:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование духовно — нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми
Опубликовано: 24 октября 2015 в 15:11
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование духовно — нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Павлиновна Карачарова (УИ 382257) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД