Наталья Маслова
Формирование нравственных ценностей у детей посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Маслова Н. В. – воспитатель
Кулагина Е. В. – воспитатель
БДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 356»
Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, посредством приобщения семьи, к истокам русской народной культуры
Публикация «Формирование нравственных ценностей у детей посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
Выбор нашей темы связан с целью, изучить методы, приемы, через которые мы, педагоги, можем воспитать у детей любовь к родному городу, своей малой родине. Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям. Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания.
Одной из задач педагогов, а также родителей, является развитие интереса у детей к русским традициям и промыслам, к национальному фольклору и народным праздникам.
Эту задачу можно решить во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности родителей и воспитателей с детьми, музыкальной, изобразительной.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, о фольклоре и о национальных праздниках своего народа[1, c.56].
Выбор нашей темы не случаен. Ведь, где, если не в русской народной культуре, можно увидеть столько красоты, услышать столько песен, которые пропитаны добротой.
Фольклор, народное творчество и праздники дополняют и обогащают гражданско – патриотические чувства дошкольника [3], поэтому мы обратились к истокам русской народной культуры.
В результате мы пришли к необходимости разработки собственного проекта - приобщение к русской народной культуре дошкольников.
Общая цель вывела на постановку следующих задач:
1. Формировать у детей социально-нравственные ценности на основе русских народных традиций.
2. Формирование понятия - русская традиция.
3. Вовлечь родителей через театрально-игровую деятельность для повышения родительской компетенции.
Средства реализации задач:
Для того чтобы у детей сформировались представления о русских обычаях, традициях мы стали собирать и изготавливать своими руками и с помощью родителей предметы бытовой утвари: чугунок, горшок, лукошко, решето, самовар, деревянные ложки, родители сделали русскую печь. Таким образом, у нас появился Мини – музей «Русская изба».
Мы стремимся приобрести и изготовить русские народные костюмы : сарафан, лапти, рубашка, платки, кокошники.
Предметы декоративно – прикладного творчества: городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки.
Театр: куклы из ложки, печатный театр, вязанный театр, театр мягкой игрушки, конусный театр, настольный театр, пальчиковый театр, кукольный, костюмы для драматизации, атрибуты, декорации.
Шумовые и народные инструменты : рубель, ложки, музыкальные ухваты, стиральная доска, трещотки, бубны, погремушки, балалайка, колокольчик.
Устное народное творчество : потешки, прибаутки, считалки, загадки, скороговорки, наглядное пособие, иллюстрации, дидактический материал, маски, настольные и печатные игры, мягкие и большие игрушки, книги- раскладушки, книги- картинки, фигурки животных, игры на развитие мелкой моторики.
Народно-прикладное искусство : игрушки, костюмы, краски, кисти, иллюстрации, дидактический материал, матрешки, наглядный материал.
Народные игры - подвижные игры; малоподвижные игры, хороводные, настольные игры.
Музыкальный фольклор: инструменты, аудиозаписи, сказки - шумелки, сказки – подражалки, сказочные герои.
В проекте Русская изба мы планируем как можно больше собрать русской утвари, костюмов. Это совместный проект ДЕТИ-РОДИТЕЛИ-ВОСПИТАТЕЛИ. В дальнейшем Русская изба будет не только как музей, но и как местом для игр с детьми. Здесь мы планируем проводить праздники, посиделки для детей и родителей. Это действующий проект.
2. Приобщение к народным праздникам.
Цель: Формировать у детей первоначальные представления о православных праздниках, истории и жизни православных людей.
Задачи:
-Формировать знания о православной культуре русского народа;
- Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», Крещение, «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Веснянка», «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица, летом - Яблочный спас [2, c.38].
Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. На праздниках используются все возможные средства эмоционального общения с детьми: музыка, живопись, игры, сказки.
Праздник всех праздников — «Святая Пасха». При подготовке проводится серия бесед. Дети и родители участвуют в выставке яиц «Пасхальная радость». Праздник производит яркое впечатление, как на детей, так и на взрослых, так как полон общей радости и ощущения чуда. В начале лета мы празднуем день Святой Троицы. Кругом зелень, веточки красавицы-березки украшают праздничный зал. Много народных примет, загадок, закличек, народных игр узнают дети в этот день.
Прекрасную идею светлого праздника «День семьи, любви и верности» предложили несколько лет тому назад муромцы в честь своих земляков благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, святых чудотворцев – покровителей семьи. Главные действующие лица в этот день – семьи. Для них добрые слова, поздравления, конкурсы, песни и танцы. Многие семьи в этот день активно участвуют в мероприятиях детского сада, выступают с опытом семейного воспитания на творческих встречах.
Мы привлекаем родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Применяем как групповые, так индивидуальные формы работы с родителями беседы, консультации на темы нравственного воспитания, индивидуальные поручения, выставки, оформление стенгазет к народным праздникам, оформляем фотоальбом на тему «Обычаи и традиции моей семьи».
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, обычаях своего народа, о своих корнях, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возраста.