Татьяна Александровна Воеводина
Формирование начал экологической культуры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад
№ 170 «Дружба» г. о. Тольятти
Воспитатель Воеводина Т. А.
Не губите природу
(наглядный материал)
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры. Экологические знания - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания. В формировании нравственных качеств существенное значение имеет воспитание у детей любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, заботой об охране природы и преумножении её ресурсов. Каждый ребёнок неудержимо стремится к природе, органически сливаясь с ней. Трудно найти малыша, равнодушно взирающего на ползущего мимо него насекомого, на ручеёк, птичку. Увидев их, ребёнок перестаёт плакать или капризничать, он наблюдает за стремительным полётом птицы, преграждает дорогу жучку, с помощью палочки или пальчиком переворачивает его. Самозабвенно наблюдая за потоком воды, он начинает строить на его пути преграды, пускать щепочки.
Публикация «Формирование начал экологической культуры у дошкольников» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Ничто так не обогащает психику ребёнка, не совершенствует его органы чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа.
Жизненный опыт детей весьма ограничен. У них пока нет знаний, их чаще всего привлекает яркое, шумное, движущееся, а поэтому необходимо вдумчиво руководить ими, направляя их интерес на последовательно усложняющееся осмысление явлений природы, на практическую деятельность, как наблюдения, опыты, уход за растениями и животными. В детских садах детей учат видеть, понимать и называть явления природы по сезонам во время прогулок, экскурсий, бесед воспитателя, при чтении произведений народного творчества, при разучивании песенок, рисовании, лепке.
Дети узнают, что есть вредные и полезные особи, что за одними надо ухаживать, охранять их, а другие, наоборот, уничтожаются людьми. Постепенно интерес и любовь к природе приобретают разумный характер.
Ознакомление детей с природой и привитие им трудовых навыков нельзя проводить от случая к случаю. В этой работе требуется определённая, глубоко продуманная педагогическая система воспитания детей в семье.
Эти задачи должны решаться совместно с детским садом. Гуляя с детьми, родители могут сосредоточивать внимание детей на изменения в природе. Для этого необходимо вывозить детей за город в разное время года.
Воспитывать у детей любовь к природе – это, значит, пробудить у них интерес и любознательность. Эта задача, прежде всего, связана с пробуждением у ребёнка горячей любви и привязанности к ближней берёзовой роще, к еловому и сосновому бору, цветущим лугам, парку, саду.
Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно- правильного отношения к растительному и животному миру. Экологические знания, которые вызывают положительную реакцию у детей, будут использоваться ими в процессе игры активнее.
Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры.
Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе экологическую культуру. Дети должны воспитываться так, чтобы быть способными приумножать природные богатства Земли.