Любовь Серикова
Основные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Основные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи
Воспитание здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации В. В. Путин отмечал, что «результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни — это успех, его личный успех»[1]. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. В современных условиях воспитание у детей привычек здорового образа жизни оказывается не всегда эффективным из-за отсутствия у них целостного представления о здоровом образе жизни и осознанного отношения к своему здоровью. Таким образом, возникло явное противоречие между возросшими требованиями к эффективности психологической, воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях и ухудшением реального состояния здоровья у старших дошкольников, малой эффективностью использования традиционных технологий в решении данной задачи.
Публикация «Основные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Приоритетной для педагогов и психологов становится задача сохранения здоровья детей в процессе воспитания и обучения. В федеральных государственных требованиях выделены отдельные образовательные области - «Здоровье», «Физическая культура» [2]. Содержание этих областей многогранно - это сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающей среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств и многое другое. В нашей области в рамках реализации политики здоровьесбережения населения разработана программа «Оздоровление молодого поколения Белгородской области в возрасте до 25 лет».
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду, т. к. в старшем дошкольном возрасте дети переходят от импульсивного - ситуационного поведения - к «волевому», поведение мотивируется не внешними обстоятельствами, а самим ребенком, он становится способен ставить перед собой цели своего поведения, само целеполагание становится инициативным (цели не только важные для ребенка, но и для общества, развивается самоконтроль. Особую актуальность данная проблема приобретает в отношении детей с нарушением речи. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер (Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова Н. С. Жукова и др.). Для детей компенсирующей группы с нарушением речи характерным является быстрая утомляемость от детских игр, коллектива сверстников, неустойчивость психического тонуса (резкая смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии). У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время выполнения какого-либо задания проявляется в двигательном беспокойстве, суетливости. Многим детям из данной группы свойственны и частые колебания настроения, эмоциональная ранимость, повышенная впечатлительность. Поэтому необходимо помочь ребятам научиться контролировать свое психическое состояние, сформировать умение оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа, осознавать ответственность за свое здоровье.
Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической психологической, воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в системе ребенок- педагог-психолог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными. Первое из них отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национально-региональных ценностей культуры. В свою очередь, «здоровый образ жизни» есть стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.
Основываясь на указанных положениях, мы определили структуру формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи, которая включает:
-когнитивный компонент — сообщение новых сведений, закрепление представлений, умений, навыков здорового образа жизни. Развитие способности к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и образом жизни;
-аффективный компонент - формирование эмоционального отношения детей к здоровому образу жизни, по поводу взаимосвязей между ними в различных жизненных обстоятельствах, эмоциональной устойчивости к негативным внутренним и внешним воздействиям;
-поведенческий компонент — формирование мотивации и потребности в здоровом образе жизни, профилактика негативного поведения, т. е. способности планировать и осуществлять оградительные меры для самообеспечения здорового образа жизни.
Понятие «социально-психологические механизмы» формирования представлений о здоровом образе жизни является широким понятием и подразумевает как способы воздействия на личность с целью ее преобразования, так и закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способы ее преобразования, определяющие ее поведение и отношение с социальным окружением в рамках здорового образа жизни.
Социально-психологическими механизмами формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи являются: подражание, внушение (суггестия, заражение, убеждение, рефлексия.
Основываясь на вышеуказанных теоретических положениях и многолетнем опыте практической работы, в рамках здоровьезберегающей деятельности нами разработан долгосрочный проект «Планета Здоровья».
Цель проекта: организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей сознательного и созидательного отношения к своему здоровью.
Основные задачи проекта:
1) формирование у воспитанников ценностного отношения к здоровью и целостного понимания здорового образа жизни;
2) обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования и необходимой потребности;
3) формирование у детей адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях;
4) использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности;
5) включение в систему работы узких специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, врач-педиатр, медсестра, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) по проведению оздоровительных и лечебнопрофилактических мероприятий;
6) формирование активной родительской позиции в вопросах сохранения здоровья и реализации принципа здорового образа жизни.
Основными методами работы выступили словесные методы - рассказ педагога, психолога, рассказы детей, беседы, чтение художественной литературы; наглядные методы - наблюдение, рассматривание картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем, просмотр слайдов, диафильмов, кинофильмов; практические методы - упражнения, элементарные физиологические опыты, игровой метод, моделирование, экспериментирование, релаксация, аутогенная тренировка; диагностические методы - анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.
База проекта «Планета Здоровья» - группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 25 г. Белгорода». Объём выборки составил 13 воспитанников в возрасте 5-7 лет; 13 родителей в возрасте 25-36 лет; 15 педагогов в возрасте 24 -55 лет.
Результаты проведенного мониторинга свидетельствуют о положительной динамике формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи на основе включения их в проектную деятельность в рамках реализации здоровьесберегающих технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию.
2. Закон об образовании (в ред. Федеральных законов от 16 ноября 2011 №318-ФЗ.
3. Постановление правительства Белгородской области от 11.04.2011 №138-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Оздоровление молодого поколения Белгородской области в возрасте до 25 лет"".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №25 (г. Белгород)
Воспитатель Серикова Л. В.