Приложение МААМ

Основные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи

Любовь Серикова
Основные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы

Основные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи

Воспитание здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации В. В. Путин отмечал, что «результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни — это успех, его личный успех»[1]. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. В современных условиях воспитание у детей привычек здорового образа жизни оказывается не всегда эффективным из-за отсутствия у них целостного представления о здоровом образе жизни и осознанного отношения к своему здоровью. Таким образом, возникло явное противоречие между возросшими требованиями к эффективности психологической, воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях и ухудшением реального состояния здоровья у старших дошкольников, малой эффективностью использования традиционных технологий в решении данной задачи.

Публикация «Основные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах

Приоритетной для педагогов и психологов становится задача сохранения здоровья детей в процессе воспитания и обучения. В федеральных государственных требованиях выделены отдельные образовательные области - «Здоровье», «Физическая культура» [2]. Содержание этих областей многогранно - это сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающей среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств и многое другое. В нашей области в рамках реализации политики здоровьесбережения населения разработана программа «Оздоровление молодого поколения Белгородской области в возрасте до 25 лет».

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду, т. к. в старшем дошкольном возрасте дети переходят от импульсивного - ситуационного поведения - к «волевому», поведение мотивируется не внешними обстоятельствами, а самим ребенком, он становится способен ставить перед собой цели своего поведения, само целеполагание становится инициативным (цели не только важные для ребенка, но и для общества, развивается самоконтроль. Особую актуальность данная проблема приобретает в отношении детей с нарушением речи. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер (Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова Н. С. Жукова и др.). Для детей компенсирующей группы с нарушением речи характерным является быстрая утомляемость от детских игр, коллектива сверстников, неустойчивость психического тонуса (резкая смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии). У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время выполнения какого-либо задания проявляется в двигательном беспокойстве, суетливости. Многим детям из данной группы свойственны и частые колебания настроения, эмоциональная ранимость, повышенная впечатлительность. Поэтому необходимо помочь ребятам научиться контролировать свое психическое состояние, сформировать умение оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа, осознавать ответственность за свое здоровье.

Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической психологической, воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в системе ребенок- педагог-психолог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными. Первое из них отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национально-региональных ценностей культуры. В свою очередь, «здоровый образ жизни» есть стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.

Основываясь на указанных положениях, мы определили структуру формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи, которая включает:

-когнитивный компонент — сообщение новых сведений, закрепление представлений, умений, навыков здорового образа жизни. Развитие способности к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и образом жизни;

-аффективный компонент - формирование эмоционального отношения детей к здоровому образу жизни, по поводу взаимосвязей между ними в различных жизненных обстоятельствах, эмоциональной устойчивости к негативным внутренним и внешним воздействиям;

-поведенческий компонент — формирование мотивации и потребности в здоровом образе жизни, профилактика негативного поведения, т. е. способности планировать и осуществлять оградительные меры для самообеспечения здорового образа жизни.

Понятие «социально-психологические механизмы» формирования представлений о здоровом образе жизни является широким понятием и подразумевает как способы воздействия на личность с целью ее преобразования, так и закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способы ее преобразования, определяющие ее поведение и отношение с социальным окружением в рамках здорового образа жизни.

Социально-психологическими механизмами формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи являются: подражание, внушение (суггестия, заражение, убеждение, рефлексия.

Основываясь на вышеуказанных теоретических положениях и многолетнем опыте практической работы, в рамках здоровьезберегающей деятельности нами разработан долгосрочный проект «Планета Здоровья».

Цель проекта: организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей сознательного и созидательного отношения к своему здоровью.

Основные задачи проекта:

1) формирование у воспитанников ценностного отношения к здоровью и целостного понимания здорового образа жизни;

2) обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования и необходимой потребности;

3) формирование у детей адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях;

4) использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности;

5) включение в систему работы узких специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, врач-педиатр, медсестра, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) по проведению оздоровительных и лечебнопрофилактических мероприятий;

6) формирование активной родительской позиции в вопросах сохранения здоровья и реализации принципа здорового образа жизни.

Основными методами работы выступили словесные методы - рассказ педагога, психолога, рассказы детей, беседы, чтение художественной литературы; наглядные методы - наблюдение, рассматривание картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем, просмотр слайдов, диафильмов, кинофильмов; практические методы - упражнения, элементарные физиологические опыты, игровой метод, моделирование, экспериментирование, релаксация, аутогенная тренировка; диагностические методы - анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.

База проекта «Планета Здоровья» - группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 25 г. Белгорода». Объём выборки составил 13 воспитанников в возрасте 5-7 лет; 13 родителей в возрасте 25-36 лет; 15 педагогов в возрасте 24 -55 лет.

Результаты проведенного мониторинга свидетельствуют о положительной динамике формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи на основе включения их в проектную деятельность в рамках реализации здоровьесберегающих технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию.

2. Закон об образовании (в ред. Федеральных законов от 16 ноября 2011 №318-ФЗ.

3. Постановление правительства Белгородской области от 11.04.2011 №138-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Оздоровление молодого поколения Белгородской области в возрасте до 25 лет"".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №25 (г. Белгород)

Воспитатель Серикова Л. В.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» Формирование здорового образа жизни у человека – одна из центральных проблем современности. В последние годы наблюдается тенденция увеличения.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и.

Конспект проведения занятия по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни Конспект проведения занятия по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни в первой младшей группе детского сада.

Конспект занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни «Путешествие в страну «Здоровей-ка» Конспект занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни в средней группе «Путешествие в страну «Здоровей-ка». Цель:.

Статья «О здоровом образе жизни»Статья «О здоровом образе жизни» Как только просыпаешься, Зарядку делай, друг. Тогда лишь только радостным Будет все вокруг… Здоровым быть, это здорово! Каждый человек.

Перспектива обновления системной работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников В настоящее время одной из самых важных проблем современного общества является состояние здоровья народонаселения страны. Под ним подразумевается.

Перспективный план по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни Разновозрастная группа (4 – 7 лет) 2014 – 2015 г. г. Месяц Виды деятельности Сентябрь Анкетирование «Спорт и семья» Беседа с детьми «Физкультура.

Проект по формированию представлений о здоровом образе жизни во второй группе младшего возраста «Наши дети против Туберкулеза» Проект по формированию представлений о здоровом образе жизни во второй группе младшего возраста № 1 «Солнышко».

Сообщение «Развитие мелкой моторики и речи детей при формировании представлений о здоровом образе жизни» Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а.

Занятие «Микробы и вирусы» для формирования у дошкольников представления о здоровом образе жизни Занятие «Микробы и вирусы» Цель: Формирование у дошкольников представления о здоровом образе жизни. Задачи: способствовать ознакомлению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи
Опубликовано: 20 декабря 2015 в 16:02
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Серикова (УИ 401795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД