МААМ-картинки

Мастер-класс «Применение методов и приёмов ТРИЗ в формировании коммуникативной компетентности у старших дошкольников»

Ольга Буценко
Мастер-класс «Применение методов и приёмов ТРИЗ в формировании коммуникативной компетентности у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:знакомство педагогов с инновационной технологией ТРИЗ и её применением для формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников.

1. Презентация педагогического опыта педагогом мастером

Как педагога меня волнуют данные статистики о возрастающем количестве детей, имеющих стойкие речевые нарушения.

Публикация «Мастер-класс „Применение методов и приёмов ТРИЗ в формировании коммуникативной компетентности у старших дошкольников“» размещена в разделах

От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. При наличии недостатков в речи постепенно возникают определённые неудобства и трудности контакта с окружающими. Старшие дошкольники начинают сами замечать недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их. Коммуникативная компетентность влияет на успешность образовательной деятельности ребенка. Поэтому своевременное выявление и устранение недостатков речи детей является актуальной задачей всех детских садов.

На современном этапе внедрения ФГОС ДО от нас педагогов требуется качественно новый подход к обучению, развитию и воспитанию детей. И в этом нам может помочь теория решения изобретательских задач.

Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие

Для того, чтобы научить детей связному, последовательному рассказыванию необходимо развивать не только речевые навыки детей, но и такие психические процессы, как: воображение, память, мышление. ТРИЗ предусматривает широкое использование интерактивных форм и приёмов обучения.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми методами и приёмами ТРИЗ-педагогики, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный.

У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.

2. Представление системы работы

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр занятий, признанная не изменять программу, а максимально увеличивать её эффективность.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.

Методы и приёмы ТРИЗ позволяют педагогам наилучшим образом решать проблемы речевого развития. Основным средством в работе с детьми является педагогический поиск. Воспитатель не должен давать готовые знания, раскрывать перед ребёнком истину, ребёнок должен её находить.

Кредо тризовцев : каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. ТРИЗ позволяет детям почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.

Девиз тризовцев – можно говорить всё! Принимаются любые ответы детей!

Как ввести технологию ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада? Данная деятельность осуществлялась поэтапно и на каждом этапе ставятся определё нные задачи:

I этап - научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов;

II этап - научить детей отождествлять себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо (эмпатия);

III этап – научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д. ;

IV этап – научить детей умению находить выход из любой сложной ситуации. Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях.

V этап – решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

Методы и приёмы ТРИЗ в работе с детьми группы компенсирующей направленности находят своё место и при обогащении словаря, при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. При использовании ТРИЗ по обогащению словаря подбираются слова по каждой лексической теме в соответствии с программой

В работе с детьми использую следующие методы и приемы ТРИЗ :

• игры на разрешение противоречий «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Да-Нетка»;

• аналогия личная (эмпатия) – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо;

• системный оператор (надсистема и подсистема) – умение мыслить системно с пониманием происходящих процессов;

• морфологический анализ, круги Луллия – умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные;

метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств;

• приемы типового фантазирования – умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом и др.

III Проведение имитационной игры.

Для более полного представления о приёмах ТРИЗ предлагаю вам поиграть.

На первом этапе обучения использовались тризовские игры на разрешение противоречий: «Хорошо - плохо», «Польза - вред», «На что похоже?», «Летает, не летает», «Да-Нетка» или «Угадай, что я загадала».

Предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо-плохо» на тему «Осень». В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах положительные и отрицательные стороны.

Педагог-мастер Осень – это хорошо. Почему?

Участники Потому что на деревьях разноцветные листья и т. д.

Педагог-мастер Осень – это плохо. Почему?

Участники Потому что становится холодно.

Т. е вопросы задаются по принципу, что-то хорошо Почему? Что-то плохо. Почему?

Педагог-мастер Осень – это хорошо. Почему?

Участники Потому, что листья желтеют, начинается листопад.

Педагог-мастер Листопад плохо, потому, что листья останутся голые.

Участники Деревья голые – это хорошо, листья не замёрзнут и ветки не поломаются у деревьев.

Педагог-мастер Аналогичная игра «Вред-польза».

Давайте разделимся на 2 команды. Первая команда отвечает на вопрос: «Какая польза от того, что идёт снег?».

Участники Снег покроет землю и растениям будет тепло.

Педагог-мастер Вторая команда отвечает на вопрос: «А какой вред от того, что идёт снег?»

Участники От снега будет мокрой куртка. Шуба, шапка и т. д

Элемент соревнования вносит оживление, повышает интерес, речевую активность.

Предлагаю поиграть ещё в одну игру «Да – нетку». Метод суждения поиска посредством вопросов и ответов «да-нет». Вопросы для отгадывания должны быть построены таким образом, чтобы ведущий мог ответить «да» или «нет» и ответ на них сужать поле поиска. Для чего нам это нужно? У ребёнка формируется умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга.

Играя, в такие игры дети учатся находить противоречия, а затем решать их, стремясь к идеальному результату. В результате отрабатывалась модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса и т. д., дети самостоятельно выделяют признаки разнообразных объектов и сравнивают их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку.

Всеми вам знакомая игра «Наоборот». В ходе игры «Наоборот» словарный запас обогащается прилагательными, наречиями, существительными и глаголами.

Метод эмпатии. Цель – обучение менять точку зрения на обычные объекты с помощью превращения себя во что-нибудь или кого-нибудь в проблемной ситуации. Детям предлагается представить какой-либо объект, надо пофантазировать и рассказать о своих чувствах в данный момент. Сейчас представьте, что вы не дети, а снежинки, превращаемся в снежинок, о чём вы думаете?

Игра «Волшебный экран» (системный оператор»)

Педагог-мастер. А вот перед вами системный экран. Он может об объекте много рассказать нам:

Если мы рассмотрим что- то,

Это что-то для чего-то,

Это что- то часть чего-то,

Чем-то было это что-то,

Что- то будет с этим что-то,

Что-то, ты, сейчас возьми на экране рассмотри.

Показ эпизода работы по системному оператору.

Педагог-мастер. Давайте с кем-нибудь из вас попытаемся поработать у системного оператора. Рассматривание системы «Дерево».

Одним из самых широко используемых методов ТРИЗ – РТВ в работе по ознакомлению дошкольников с природой является морфологический анализ, выполняющий две основные функции: создание нового объекта из двух ранее известных (т. е. развитие воображения, фантазии, творчества ребенка).

IV Моделирование

Педагоги-слушатели выполняют самостоятельную работу с помощью метода фокальных объектов придумать необычную прогулку. Слово в фокусе – прогулка, слова помощники мяч, воздух. Подбор определений к слову мяч и к слову воздух. Придумывание организации необычных прогулок с детьми. Например, круглая влажная прогулка, какая она? Это может быть прогулка вокруг детского сада по экологической тропе. Что на деревьях растёт круглое? Найдём такие деревья? Посмотрите вокруг себя и подумайте, что есть круглое в природе (солнце, яблоко и т. д). Вылепим, что-нибудь круглое. Поиграй в круглые игры «Передай мяч по кругу», «Попади в обруч», «Бездомный заяц». С/р игра «Магазин» продаётся всё круглое. Закрепление правил дорожного движения вместе с круглыми человечками – смешариками.

V Рефлексия

Публикации по теме:

Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС Семинар-практикум для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС» Цель: познакомить педагогов.

Тренинг коммуникативной компетентности для педагоговТренинг коммуникативной компетентности для педагогов 1. Психологическое вхождение. Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью.

Формирование творческого мышления и изобретательности старших дошкольников с помощью приёмов и методов ТРИЗ Маляшок Ю. А., МАДОУ детский сад комбинированного вида № 123, г. Мурманск, Россия «Если мы хотим научиться думать, то прежде должны научиться.

Комплексное применение различных видов деятельности в формировании духовно-нравственных качеств у дошкольников Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается,.

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «Страна Эмоций» Цель: - Учить детей самостоятельно создавать на песке разные города; - Познакомить детей со способами избавления от страха; - Закрепить.

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «В мире доброты» Тема: В мире доброты. Цель. - Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; -Совершенствовать коммуникативные.

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Мастер-класс «Ангел добра» для старших дошкольниковМастер-класс «Ангел добра» для старших дошкольников РАЗГОВОР С АНГЕЛОМ Я говорю сегодня с ангелом своим, Хотя возможно он меня не слышит, Но кажется, что кто-то рядом дышит, И внемлет обращениям.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование — один из методов экологического воспитания дошкольников» Ход мастер – класса: 1. 1. Вводная часть. Один из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников – это экспериментирование.

Эффективное использование методов и приёмов на музыкальном празднике ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКОВ В ДОУ Ряхлова Т. В. Нижний Новгород, МБДОУ № 95. От чего зависит выбор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Применение методов и приёмов ТРИЗ в формировании коммуникативной компетентности у старших дошкольников»
Опубликовано: 27 декабря 2015 в 23:47
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Применение методов и приёмов ТРИЗ в формировании коммуникативной компетентности у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Буценко (УИ 232438) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД