Мария Васильевна Захарченко
Использование художественной литературы в математическом развитии дошкольников в процессе занятия и в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Использование художественной литературы в математическом развитии дошкольников в процессе занятия и в повседневной жизни
Художественная литература – источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. В дошкольном обучении использование художественных произведений преследует такую задачу как: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения.
Публикация «Использование художественной литературы в математическом развитии дошкольников в процессе занятия и в повседневной жизни» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Художественная литература может быть использована как на занятии, так и в повседневной жизни. На занятиях, в зависимости от программных задач, могут быть включены стихи, загадки, сказки, считалки, и др. Литературное произведение может заключить в себе общую канву занятия и все задания детям подчинены этому произведению. Но литературное произведение может служить и вспомогательным целям – создать интерес, удержать внимание. Предполагается, что чтение сказки будет занимать три – четыре занятия. Некоторые фрагменты или сокращенный вариант сказки, возможно использовать при проведении математических досугов, а так же для занятий с детьми в семье.
Е. А. Носова определила общие методические подходы к организации работы со сказками, историями, мифами. Вот типовая структура работы с каждым числом:
1. Рассказывание воспитателем сказки с продолжением о числовом королевстве и его новом представителе.
2. Выявление, где встречается число в предметном мире, в природе. Важно чтобы в приводимых примерах это число было не случайным, а существенным признаком явления. Так, яблок может быть сколько угодно, но каждый цветочек соцветия сирени имеет четыре лепестка, хотя их огромное количество. На руке человека пять пальцев, у всех собак четыре ноги.
3. Рисование на тему числа.
4. Лепка соответствующей цифры.
5. Знакомство в игровой форме, с соответствующим классом геометрических фигур, рисование, лепка их, конструирование объемных тел.
При таком подходе каждое число первого десятка отражает для ребенка как бы свое собственное лицо, характер, становится персонажем, который невидимо действует в окружающем его мире, это повышает интерес детей к данной реальности.
Для проведения одного занятия с детьми можно взять одну - две загадки, а в математический досуг следует включить не более пяти-шести заданий разной сложности. Применение математического материала вне занятий со всей группой детей целесообразно, когда дети с этой точки зрения подготовлены.
Использование потешек, загадок на сообразительность поможет разнообразить и оживить занятия с детьми. Чтение художественных произведений с учебной целью предполагает соблюдение ряда дидактических требований. Следует продумывать сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными. После чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения. В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.
Использование математических песен, например о геометрических фигурах открывает новые возможности как для знакомства с их признаками, так и для эмоционального восприятия форм, что дает возможность создания целостной картины учебного материала. Занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием «математических песен» дают большое количество возможностей для организации разнообразных игровых ситуаций. Например, путешествие в «страну прямоугольников» вместе с ребятами могут захотеть отправиться треугольник, квадрат и круг, которые уверяют, что каждый из них – прямоугольник. И дошкольникам предстоит выбрать, кого взять с собой, а кого – нет. В этом помогают «математические песни». А стиль преподнесения материала позволяет объединить художественно – эмоциональный и информационно-логический компоненты в едином учебно – воспитательном процессе.
На занятиях, так же можно зачитывать стихи с математическими содержанием. Чтобы стихотворение запомнилось, ребенку надо неоднократно его услышать и проговорить. Проговаривать стихи, чтобы запомнить, - этот мотив для ребенка не убедителен, поэтому попытайтесь организовать игру. Предложите детям передать содержание стихотворных строк выразительными жестами. Такие упражнения способствуют развитию образного мышления, речи, свободы движений. Так же занятие математикой может быть связано с работой по развитию речи. Например, чтение художественной литературы с рассматриванием иллюстраций, загадки – о частях суток, о временах года, о предметах, имеющих геометрическую форму, стихи с использованием понятий величины, с использованием числительных, также могут быть потешки, пословицы, поговорки, считалки, путаницы и скороговорки.
Читая сказку, не следует торопить события и давать готовый ответ. Там, где ребенку предлагается помочь героям выполнить то или иное задание, необходимо сделать паузу в чтении.
Воспитатели или родители, которые занимаются детьми, направляют поисковую деятельность детей. Целесообразно по ходу чтения сказки дать возможность ребенку практически действовать с наглядным материалом, опытным путем находить решения, обсуждать прочитанное, анализировать все высказанные варианты ответа, с тем, чтобы он сам видел возможность отвергнуть неверный способ решения.
Сказку целесообразно читать в два-три приема. После чтения можно предложить детям нарисовать разные виды часов: напольные, настенные, электронные, башенные, песочные, сделать «музей - часов». Обычно дети проявляют большой интерес к такого вида занятиям и охотно отображают в рисунках содержание сказки. Чтение можно повторить через два-три месяца.
Сказка «Необыкновенные приключения в городе Математических загадок» объединяет сказочным сюжетом ряд проблемных ситуацией. Слушая увлекательную историю и переживая с героями их необыкновенные приключения, ребенок в то же время упражняется в решении целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить,
аргументировать ход своих рассуждений.
В сказке «В гостях у Гнома-часовщика, или История о том, как не опоздать в школу» в занимательной форме рассказывается о различных видах часов. Без назидательности сказка знакомит детей с определением времени по часам. Ее можно использовать в работе с теми детьми, которые хорошо овладевают представлениями по математике и проявляют интерес к часам. Познавательный материал позволяет уточнить, углубить знания детей.
По ходу чтения сказки необходимо обсуждать прочитанное, обращаться к практическому опыту детей, вспоминать, какие виды часов встречаются.
Сказка «Как Топ учился математике» позволяет углубить представление о количественном и порядковом счете, о закономерностях построения числового ряда, понимание, что последующее число отличается от предыдущего на единицу. Персонажи сказки приглашают маленьких слушателей поиграть с ними, знакомят с правилами, дают детям разные задания. Таким образом, ребенок как бы включается в сказочное действие.
В сказке «Помоги Незнайке найти дорогу» малыши вместе с персонажами учатся определять направление от себя и использовать слова направо, налево, что чаще всего вызывает у них трудность. Занимательный сюжет и желание помочь Незнайке (объяснить, нарисовать, как идти, нарисовать стрелкой) активизируют знания детей.
Слушая сказку «Догадайся сам», ребята учатся рассуждать, они используют уже имеющиеся знания при решении различных заданий на сообразительность. Прежде чем прочитать детям, как ответили на вопрос герои сказки, необходимо дать им возможность и время самим найти правильный ответ.
Кроме сказок в работе с дошкольниками используются истории. История «Как Нина учила брата» рассказывает о структуре задачи, помогает
детям усвоить правила составления и решения простых задач. Познавательный материал включается в ситуации из повседневной жизни, что делает его восприятие непринужденным и доступным для детей. История про «Женькины игры» предлагает слушателям различные проблемные ситуации, в которых необходимо определить и оценить величину предметов. Участвую в играх; вместе с героем истории, дети узнают способы непосредственного и опосредованного (с помощью мерки) сравнения величины предметов.
История про «Женькины игры» предлагает слушателям различные проблемные ситуации, в которых необходимо определить и оценить величину предметов. Участвуя в играх вместе с героем истории, дети узнают способы непосредственного и опосредованного (с помощью мерки) сравнения величины предметов.
Ф. Фребель указывал, что для формирования логического мышления у дошкольников лучше использовать «стихию ребенка» - игру. Пусть дети думают, что они только играют. Но предметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть. Роль педагога в этом процессе – поддерживать интересы детей. обучая малышей в игре, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.
Известный отечественный психолог Л. С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр, относится к таким методам.
Таким образом использование художественной литературы дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение – эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни.