Папки-передвижки

Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста

Елена Николаевна Карякина
Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста

Уважаемые коллеги!

Все мы выбрали педагогическую профессию, независимо от того, работаем мы в детском саду или воспитываем своего малыша дома. И решили посвятить свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения. Мои воспитанники –самые маленькие члены общества - дети дошкольного возраста. Воспитание-дело очень ответственное. Оно вдвойне ответственно, когда речь идет о воспитании дошкольников. Ведь именно в этот период закладывается основа личности ребёнка. И чтобы понять маленького ребёнка, чему-то ему научить, надо очень много уметь самому, знать и понимать.

Публикация «Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах

Не секрет, что читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. И наша с вами задача помочь малышам развивать эти способности. Свою педагогическую деятельность я направляю на формирование привычки, интереса и любви к книге, на литературное развитие малышей, а под литературном развитием понимаем то развитие, которое необходимо для деятельности в сфере словесного искусства.

Я исхожу из того, что существуют специальные литературные способности : понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса, эмоциональное реагирование на поэтическое слово и т. д. поэтому основными задачами занятий по ознакомлению с художественной литературой являются привитие детям навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, а также даю возможность детям наслаждаться звуком, словом, музыкой произведения.

Важным в своей работе я считаю и раннюю социализацию детей и просветительскую работу с родителями. Ведь, приходя в детский сад, ребёнок встречается с новой для него природной средой. Кроме того, здесь его встречают незнакомые взрослые люди и незнакомые дети. Поэтому на каждом занятии я стараюсь по несколько раз назвать каждого ребёнка по имени, в игровой форме прошу детей познакомиться с героями книжки - назвать своё имя. Такое деловое общение (совместное слушание, повторение, разыгрывание по ролям, подвижные игры) даёт малышу возможность наблюдать реакцию ровесников, слушать их высказывания, смотреть, как они входят в образ, перевоплощаются, двигаются. Пробовать всё это самому, сравнивать, добиваться, чтоб хорошо получалось. Радоваться успехам.

На занятии к нам приходят герои из разных книжек: Кисонька-Мурысонька из фольклорной песенки, Машина из стихотворения Валентина Берестова, Королевская дворняжка, она же «Умная собачка Соня» из весёлой сказки Андрея Усачёва.

Каждое занятие – это погружение детей в литературную среду, в атмосферу художественного слова, образа, мир звуков. Для этого я в первую очередь использую богатый, отшлифованный временем материал. Это фольклор, ведь в потешке, в сказке, в песенке ребёнок проходит систему воспитания средствами искусства слова. Авторские стихи, сказки также помогают малышам прививать вкус к родному языку, развивать чутьё к его звуковым красотам. Зарубежную литературу я всегда стараюсь давать в лучших переводах детских поэтов (С. Маршак, И. Токмакова, М. Бородицкая).

Для решения одной из важнейших задач – формирование читательского интереса дошкольника, я показываю им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и знакомлю с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твёрдом переплёте и до маленьких книжек-малышек, которые воспитатели сами издают в детском саду). Книги, с которыми я знакомлю дошкольников, не только соответствуют теме, но и привлекают ребёнка, вызывают у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание.

Моя роль как педагога, состоит в том, чтобы быть путеводителем в занимательную страну книг, которая служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Ну как, к примеру, объяснить малышу необходимость просить прощения после совершённого необдуманного поступка или сказанного им обидного слова в адрес бабушки, которая о нём заботиться? А не лучше ль прочитать сказку духовно-нравственного содержания, например: «Как так: нет сердца?»…. Как правило, чтение этой сказки производит на ребёнка большое впечатление, и в этом случае приходит на помощь игра-драматизация. Малыш начинает разыгрывать сценки из сказки, одевать кукол в одежду героев. Игра-драматизация позволяет и поиграть, и помастерить из природного материала, и пообщаться.

По мере взросления ребёнка меняются способы работы с книгой, приобретаются определё нные навыки: рассматривание, слушание, чтение, лопотание, воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на тему рисунков.

Всё это складывается в копилку, необходимую будущему читателю. Но, чтобы появился читатель, способный на сотворчество с писателем, иллюстратором, необходима тактическая помощь чуткого взрослого. Обязательно должен быть человек, который будет читать малышу «нужные книжки», где торжествует добро: где жалеют и выпускают жука, жужжащего между рамами, не превращают в боксерскую грушу старого плюшевого мишку, потому, что он – «друг детства». Такие книжки учат говорить правду, учат быть смелым.

А выбирают и покупают детские издания, советуют ребёнку, что лучше почитать именно родители, именно родители читают ребёнку его первые книги, рассматривают вместе с ним картинки, переживают его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Таким образом, и родители, и семья, оказывают во многом решающее влияние на формирования круга чтения, вкусов и предпочтений детей.

Публикации по теме:

Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы «Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста»«Использование художественной литературы в воспитании мальчиков и девочек».

«Книга дружит с детворой». О роли художественной литературы в развитии личности ребенка Художественная литература играет важную роль в развитии и становлении личности ребенка. Стихотворения, песенки, рассказы, сказки помогают.

Консультация «Кризис 6–7 лет и его роль в развитии личности» Кризис 6 – 7 лет и его роль в развитии личности В подготовительной группе дети должны быть готовы пойти в школу. Переход в школу – это начало.

Мастер-класс «Использование детской художественной литературы в работе с детьми старшего возраста» Тема актуальная и важная. Одной из форм работы над выразительностью речи детей является использование детской художественной литературы,.

Консультация для родителей «Произведения художественной литературы для ребёнка 3–4 лет» Консультация для родителей «Произведения художественной литературы для ребёнка 3-4 лет» Букреева Е. А., воспитатель Книга – это неотъемлемая.

Родительское собрание в средней группе «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста» Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, вовлечь родителей в решение.

Выступление на педсовете «Роль детской литературы в формировании экологического сознания дошкольников» Цели и задачи: развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы; развивать способность.

Роль детской художественной литературы в процессе приобщения детей дошкольного возраста к основам общечеловеческой культуры Автор Ланге Татьяна Владимировна Слова «Культура – это нечто неосязательное, без чего человек перестает быть таковым», именно сегодня.

Роль художественной литературы в развитии детей Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Статья «Значении художественной литературы в формировании личности ребенка» Одно из важнейших направлений современного развития общества – гуманизация образовательной системы. Направление это предполагает усиление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста
Опубликовано: 26 января 2016 в 10:39
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Карякина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД