Елена Николаевна Карякина
Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста
Уважаемые коллеги!
Все мы выбрали педагогическую профессию, независимо от того, работаем мы в детском саду или воспитываем своего малыша дома. И решили посвятить свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения. Мои воспитанники –самые маленькие члены общества - дети дошкольного возраста. Воспитание-дело очень ответственное. Оно вдвойне ответственно, когда речь идет о воспитании дошкольников. Ведь именно в этот период закладывается основа личности ребёнка. И чтобы понять маленького ребёнка, чему-то ему научить, надо очень много уметь самому, знать и понимать.
Публикация «Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Не секрет, что читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. И наша с вами задача помочь малышам развивать эти способности. Свою педагогическую деятельность я направляю на формирование привычки, интереса и любви к книге, на литературное развитие малышей, а под литературном развитием понимаем то развитие, которое необходимо для деятельности в сфере словесного искусства.
Я исхожу из того, что существуют специальные литературные способности : понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса, эмоциональное реагирование на поэтическое слово и т. д. поэтому основными задачами занятий по ознакомлению с художественной литературой являются привитие детям навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, а также даю возможность детям наслаждаться звуком, словом, музыкой произведения.
Важным в своей работе я считаю и раннюю социализацию детей и просветительскую работу с родителями. Ведь, приходя в детский сад, ребёнок встречается с новой для него природной средой. Кроме того, здесь его встречают незнакомые взрослые люди и незнакомые дети. Поэтому на каждом занятии я стараюсь по несколько раз назвать каждого ребёнка по имени, в игровой форме прошу детей познакомиться с героями книжки - назвать своё имя. Такое деловое общение (совместное слушание, повторение, разыгрывание по ролям, подвижные игры) даёт малышу возможность наблюдать реакцию ровесников, слушать их высказывания, смотреть, как они входят в образ, перевоплощаются, двигаются. Пробовать всё это самому, сравнивать, добиваться, чтоб хорошо получалось. Радоваться успехам.
На занятии к нам приходят герои из разных книжек: Кисонька-Мурысонька из фольклорной песенки, Машина из стихотворения Валентина Берестова, Королевская дворняжка, она же «Умная собачка Соня» из весёлой сказки Андрея Усачёва.
Каждое занятие – это погружение детей в литературную среду, в атмосферу художественного слова, образа, мир звуков. Для этого я в первую очередь использую богатый, отшлифованный временем материал. Это фольклор, ведь в потешке, в сказке, в песенке ребёнок проходит систему воспитания средствами искусства слова. Авторские стихи, сказки также помогают малышам прививать вкус к родному языку, развивать чутьё к его звуковым красотам. Зарубежную литературу я всегда стараюсь давать в лучших переводах детских поэтов (С. Маршак, И. Токмакова, М. Бородицкая).
Для решения одной из важнейших задач – формирование читательского интереса дошкольника, я показываю им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и знакомлю с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твёрдом переплёте и до маленьких книжек-малышек, которые воспитатели сами издают в детском саду). Книги, с которыми я знакомлю дошкольников, не только соответствуют теме, но и привлекают ребёнка, вызывают у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание.
Моя роль как педагога, состоит в том, чтобы быть путеводителем в занимательную страну книг, которая служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Ну как, к примеру, объяснить малышу необходимость просить прощения после совершённого необдуманного поступка или сказанного им обидного слова в адрес бабушки, которая о нём заботиться? А не лучше ль прочитать сказку духовно-нравственного содержания, например: «Как так: нет сердца?»…. Как правило, чтение этой сказки производит на ребёнка большое впечатление, и в этом случае приходит на помощь игра-драматизация. Малыш начинает разыгрывать сценки из сказки, одевать кукол в одежду героев. Игра-драматизация позволяет и поиграть, и помастерить из природного материала, и пообщаться.
По мере взросления ребёнка меняются способы работы с книгой, приобретаются определё нные навыки: рассматривание, слушание, чтение, лопотание, воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на тему рисунков.
Всё это складывается в копилку, необходимую будущему читателю. Но, чтобы появился читатель, способный на сотворчество с писателем, иллюстратором, необходима тактическая помощь чуткого взрослого. Обязательно должен быть человек, который будет читать малышу «нужные книжки», где торжествует добро: где жалеют и выпускают жука, жужжащего между рамами, не превращают в боксерскую грушу старого плюшевого мишку, потому, что он – «друг детства». Такие книжки учат говорить правду, учат быть смелым.
А выбирают и покупают детские издания, советуют ребёнку, что лучше почитать именно родители, именно родители читают ребёнку его первые книги, рассматривают вместе с ним картинки, переживают его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Таким образом, и родители, и семья, оказывают во многом решающее влияние на формирования круга чтения, вкусов и предпочтений детей.