Ирина Клюева
Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы. (Слайд №1)
Одной из главных задач современного образования является воспитание будущего школьника-исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к решению, владеет методами поиска, умеет сам добывать знания, т. е. у него должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. (Слайд№2). Чтобы решить эту задачу, необходимо создать в детском саду условия для саморазвития и самореализации каждого ребенка. Известно, что предпосылки учебной деятельности формируются в различных видах детской деятельности, таких как игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, а также восприятие художественной литературы. И эта деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решал вопросы проблемного характера. Задумавшись над вопросом, «С помощью какого средства можно достичь таких результатов, не забывая об уникальности и самоценности детства?», можно сказать, что таким средством может стать народная сказка. (Слайд №3).
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Сказка входит в жизнь ребенка с самого детства и остается с ним на всю жизнь. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки учат детей сопереживать героям, размышлять над их поступками, делать простейшие выводы.
На примере русской народной сказки «Колобок», (слайд №4) я покажу, как можно формировать у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Сюжет сказки несложен, знаком любому малышу, но стоит внимательно вчитаться в сказку, и окажется, что многое в ней непонятно и неизвестно. С данной целью в старшей группе был реализован проект «Путешествие по сказке «Колобок». (Слайд №5)
И так. Вы верите в чудеса, в сказку? Конечно, верите! А в то, что сказка может творить чудеса? Не верите? Ну что же мы попробуем доказать Вам, что чудеса могут быть. Давайте закроем глаза. Послушаем музыку и перенесемся в далекую страну «Детство», где совершим путешествие по сказке «Колобок». (Слайд №6)
Дети очень любят сказку, а сказка, инсценированная самим ребенком, надолго остается в памяти. Детям нравится драматизировать сказку, перевоплощаясь в различных персонажей.
Вспомнив сказку, мы с ребятами задумались над тем, всегда ли сказка заканчивается тем, что добро побеждает зло. Короткая, но яркая жизнь всеми любимого Колобка трагически оборвалась при встрече с хитрой лисой. В чем же секрет успеха Колобка! Почему все герои сказки непременно хотят его съесть! Как понять сегодня смысл слов «амбар», «сусек», «пригоршня» или «пряжон»? А что означает само слово «колобок»? Почему Колобка всегда рисуют круглым? Чем объяснить такую форму внешнего вида главного героя сказки? И как спасти любимого героя? (Слайд №7).
Детям было предложено исследование сказки с целью выяснить:
1. Что значит слово «колобок»?
2. Значение устаревших слов «амбар», «короб», «сусек» и т. д., имеющихся в тексте сказки «Колобок», но редко употребляемых в современной речи, почти позабытых и непонятных сегодня.
3. Секрет выпечки Колобка – кулинарного изделия из теста, исходя из текста сказки. Сделать свою попытку испечь колобок.
4. Придумать способы спасения Колобка.
Мы с ребятами предположили, что Колобок является национальным сказочным героем, и считаем, что он не заслуживает такого наказания от хитрой лисы. На наш взгляд, необходимо спасти Колобка и сделать счастливый конец русской народной сказки.
Следующим этапом (слайд №8) работы со сказкой стала исследовательская деятельность по выяснению значений различных слов, встречающихся в тексте. С этой целью было проведено «Путешествие по сказке «Колобок». Ребята узнали значения старинных слов, назначений предметов обихода.
Физкультминутка.
Колобок, колобок (Идут в полуприсяде, руки на поясе).
Колобок румяный бок (Бегут, руки на поясе).
По дорожке покатился (Изображают животных).
И назад не воротился (Изображают игру на балалайке).
Встретил мишку, волка, зайку (Пляшут, разводят руками).
Всем играл на балалайке (Изображают игру на балалайке).
У лисы спел на носу- (Разводят руками).
Больше нет его в лесу.
В ходе исследовательской деятельности по сказке Колобок, мы так полюбили главного героя, что нам захотелось изменить концовку так, чтобы колобок остался жив и здоров. (слайд № 9) Поэтому следующим этапом в работе над сказкой стало умение сочинять сказки, умение выражать свою исследовательскую деятельность, мыслительные способности через различные виды детской деятельности. (слайд №10, 11).Предложите свои варианты спасения Колобка.
Работе с родителями в проекте заключалась в следующем:(слайд№12) это выступление на род. собрании, приглашение в участие в проекте, найти рецепт приготовлении колобка.
Завершающим этапом работы со сказкой стало развлечение «Старая сказка на новый лад» (слайд №13). Ребятам мы показали кукольный театр колобок на новый лад, а дети принесли колобки, приготовленные дома, и рассказали, как они их пекли. (Слайд№13, 14). А вы знаете рецепт колобка? Так же ребятами были представлены книжки-самоделки «Колобок» на новый лад со счастливым концом. (Слайд №15). Всем детям, участвовавшим в проекте, были вручены благодарности.
Сегодня, я вам показала, как можно формировать предпосылки учебной деятельности посредством русской народной сказки «Колобок».
По такому же принципу можно использовать и другие народные сказки («Заюшкина избушка» знакомятся со свойствами снега, «Рукавичка» : выясняют, могут ли все герои поместиться в обычной рукавице, «Каша из топора» узнают можно ли приготовить кашу из топора). (Слайд №16).
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что народная сказка является эффективным средством формирования предпосылок учебной деятельности. Не зря существует поговорка: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Вот так, мы подарили себе и теперь дарим вам маленькое чудо. А чудо-это миг, когда сказка становится былью (угощение колобками).
Рефлексия.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам оценить представленную работу. Выберите, пожалуйста, то, как вы поступите с информацией, которую сегодня услышали.
«Чемодан» - если все, что вы услышали, вам пригодится в дальнейшем
«Мясорубку» - если, на ваш взгляд, информация полезна, но ее надо переработать.
«Корзина» - если все, что вы услышали, вам никогда не пригодится.