Получи документы

Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы»

Ирина Клюева
Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы. (Слайд №1)

Одной из главных задач современного образования является воспитание будущего школьника-исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к решению, владеет методами поиска, умеет сам добывать знания, т. е. у него должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. (Слайд№2). Чтобы решить эту задачу, необходимо создать в детском саду условия для саморазвития и самореализации каждого ребенка. Известно, что предпосылки учебной деятельности формируются в различных видах детской деятельности, таких как игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, а также восприятие художественной литературы. И эта деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решал вопросы проблемного характера. Задумавшись над вопросом, «С помощью какого средства можно достичь таких результатов, не забывая об уникальности и самоценности детства?», можно сказать, что таким средством может стать народная сказка. (Слайд №3).

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы“» размещена в разделах

Сказка входит в жизнь ребенка с самого детства и остается с ним на всю жизнь. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки учат детей сопереживать героям, размышлять над их поступками, делать простейшие выводы.

На примере русской народной сказки «Колобок», (слайд №4) я покажу, как можно формировать у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Сюжет сказки несложен, знаком любому малышу, но стоит внимательно вчитаться в сказку, и окажется, что многое в ней непонятно и неизвестно. С данной целью в старшей группе был реализован проект «Путешествие по сказке «Колобок». (Слайд №5)

И так. Вы верите в чудеса, в сказку? Конечно, верите! А в то, что сказка может творить чудеса? Не верите? Ну что же мы попробуем доказать Вам, что чудеса могут быть. Давайте закроем глаза. Послушаем музыку и перенесемся в далекую страну «Детство», где совершим путешествие по сказке «Колобок». (Слайд №6)

Дети очень любят сказку, а сказка, инсценированная самим ребенком, надолго остается в памяти. Детям нравится драматизировать сказку, перевоплощаясь в различных персонажей.

Вспомнив сказку, мы с ребятами задумались над тем, всегда ли сказка заканчивается тем, что добро побеждает зло. Короткая, но яркая жизнь всеми любимого Колобка трагически оборвалась при встрече с хитрой лисой. В чем же секрет успеха Колобка! Почему все герои сказки непременно хотят его съесть! Как понять сегодня смысл слов «амбар», «сусек», «пригоршня» или «пряжон»? А что означает само слово «колобок»? Почему Колобка всегда рисуют круглым? Чем объяснить такую форму внешнего вида главного героя сказки? И как спасти любимого героя? (Слайд №7).

Детям было предложено исследование сказки с целью выяснить:

1. Что значит слово «колобок»?

2. Значение устаревших слов «амбар», «короб», «сусек» и т. д., имеющихся в тексте сказки «Колобок», но редко употребляемых в современной речи, почти позабытых и непонятных сегодня.

3. Секрет выпечки Колобка – кулинарного изделия из теста, исходя из текста сказки. Сделать свою попытку испечь колобок.

4. Придумать способы спасения Колобка.

Мы с ребятами предположили, что Колобок является национальным сказочным героем, и считаем, что он не заслуживает такого наказания от хитрой лисы. На наш взгляд, необходимо спасти Колобка и сделать счастливый конец русской народной сказки.

Следующим этапом (слайд №8) работы со сказкой стала исследовательская деятельность по выяснению значений различных слов, встречающихся в тексте. С этой целью было проведено «Путешествие по сказке «Колобок». Ребята узнали значения старинных слов, назначений предметов обихода.

Физкультминутка.

Колобок, колобок (Идут в полуприсяде, руки на поясе).

Колобок румяный бок (Бегут, руки на поясе).

По дорожке покатился (Изображают животных).

И назад не воротился (Изображают игру на балалайке).

Встретил мишку, волка, зайку (Пляшут, разводят руками).

Всем играл на балалайке (Изображают игру на балалайке).

У лисы спел на носу- (Разводят руками).

Больше нет его в лесу.

В ходе исследовательской деятельности по сказке Колобок, мы так полюбили главного героя, что нам захотелось изменить концовку так, чтобы колобок остался жив и здоров. (слайд № 9) Поэтому следующим этапом в работе над сказкой стало умение сочинять сказки, умение выражать свою исследовательскую деятельность, мыслительные способности через различные виды детской деятельности. (слайд №10, 11).Предложите свои варианты спасения Колобка.

Работе с родителями в проекте заключалась в следующем:(слайд№12) это выступление на род. собрании, приглашение в участие в проекте, найти рецепт приготовлении колобка.

Завершающим этапом работы со сказкой стало развлечение «Старая сказка на новый лад» (слайд №13). Ребятам мы показали кукольный театр колобок на новый лад, а дети принесли колобки, приготовленные дома, и рассказали, как они их пекли. (Слайд№13, 14). А вы знаете рецепт колобка? Так же ребятами были представлены книжки-самоделки «Колобок» на новый лад со счастливым концом. (Слайд №15). Всем детям, участвовавшим в проекте, были вручены благодарности.

Сегодня, я вам показала, как можно формировать предпосылки учебной деятельности посредством русской народной сказки «Колобок».

По такому же принципу можно использовать и другие народные сказки («Заюшкина избушка» знакомятся со свойствами снега, «Рукавичка» : выясняют, могут ли все герои поместиться в обычной рукавице, «Каша из топора» узнают можно ли приготовить кашу из топора). (Слайд №16).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что народная сказка является эффективным средством формирования предпосылок учебной деятельности. Не зря существует поговорка: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Вот так, мы подарили себе и теперь дарим вам маленькое чудо. А чудо-это миг, когда сказка становится былью (угощение колобками).

Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам оценить представленную работу. Выберите, пожалуйста, то, как вы поступите с информацией, которую сегодня услышали.

«Чемодан» - если все, что вы услышали, вам пригодится в дальнейшем

«Мясорубку» - если, на ваш взгляд, информация полезна, но ее надо переработать.

«Корзина» - если все, что вы услышали, вам никогда не пригодится.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Особенности чтения художественной литературы дошкольникам» — консультация для воспитателей У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развиваются. Чтение детям книг служит.

Деловая игра «Формирование нравственных качеств у дошкольника посредством чтения художественной литературы» Цель: - создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры; - сформировать представления о многообразии.

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС Целевые ориентиры дошкольного образования (предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Cтандартизация.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального образования Актуальность и перспективность опыта На современном этапе совершенствования образования проблема необходимости обеспечения преемственности.

Гендерное развитие посредством художественной литературы Гендерное развитие посредством художественной литературы Цель: Обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической.

Игры для развития словаря посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст) Игра «Волшебная указка» Цель: развитие умения изменять слова с помощью суффикса, получая однокоренные (родственные) слова. Средства: волшебная.

Консультация для воспитателей «Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная.

Консультация для воспитателей «Чтение художественной литературы с детьми 5–7 лет» Общественное значение детской литературы трудно переоценить. Она признается во всех цивилизованных странах необходимой областью духовной.

Консультация для воспитателей «Воспитание культуры поведения посредством произведений художественной литературы» Воспитание культуры поведения по средствам произведений художественной литературы. Ходеева С. Ф. воспитатель МДОУ ЦРР №31 г. Старый Оскол.

Семинар «Развитие речи посредством художественной литературы» Тема семинара методического объединения педагогов дошкольного образования «Развитие речи посредством художественной литературы». Тема взята.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы»
Опубликовано: 17 февраля 2016 в 16:32
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Клюева (УИ 384581) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД