Светлана Бусарова
Статья «Значении художественной литературы в формировании личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из важнейших направлений современного развития общества – гуманизация образовательной системы.
Направление это предполагает усиление интереса к ребенку и ставит задачи развития целостного личностного мировосприятия.
Важнейшим средством является путь, выработанный человечеством в процессе исторического развития,- включение ребенка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных оценок. Следовательно, речь идет о приобщении к художественной культуре, искусству – литературе, музыке, живописи, театру.
Публикация «Статья „Значении художественной литературы в формировании личности ребенка“» размещена в разделах
Искусство – это средство духовно – личностного освоения мира. На основе творческого воображения оно органически связано с общественно – историческим развитием и составляет особую художественную разновидность того или иного исторически складывающего типа творческой жизнедеятельности людей. Искусство как художественное освоение мира.
Искусству свойственны такие процессы, как познание и самопознание, оценка и самооценка, труд, общение, самосозидание.
Особое место среди основных видов искусства занимает литература. Литература открывает то, что не сможет показать самая совершенная машина времени. Литература дает не только знания о любых сторонах жизни. Она вводит в область, без которой и сама жизнь потеряла бы для нас свою истинную ценность.
Литература дает нам не только всестороннее знание жизни, она еще учит нас, как вести себя, показывает живые примеры того, как наши идеалы воплощаются в жизни. Идеал – это наше представление о совершенстве в жизни.
Воспринимая произведения искусства, мы испытываем чувство радости, потому что встречаемся с изображением идеала, как бы воплощенного в жизни, в реальных поступках людей. В литературе мы встречаем изображение не только хороших, но и отрицательных явлений, противоречащих идеалу. Стало быть, литература помогает бороться с тем, что мешает реализации идеалу в жизни.
Литература наиболее доступный и действенный в воспитательном отношении вид искусства. Его доступность обусловлена спецификой «материала», которым пользуется художник,- родным языком. Язык дает возможность литературе глубже и шире охватывать явления действительности, художественно познавать их.
В литературном произведении слово выступает в тесном единстве его образной и понятийной сторон. Именно эта особенность словесного искусства расширяет возможности предмета литературы по сравнению с другими видами искусства.
Исследователи выделяют в литературе три функции словесного искусства: познавательную, воспитательную, эстетическую.
Познавательная функция литературы совершенно очевидна, так как первоисточник художественного творчества – реальная действительность. В процессе чтения мы познаем окружающий мир, человеческие отношения и характеры.
Воспитательная функция литературы показывает на то, что есть в жизни, в свете своего понимания и оценки, писатели помогают людям выработать должное отношение к различным явлениям, характерам, ситуациям.
«Истинное искусство нравственно именно потому, что вызывает в читателе сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству.