Наталья Ярухина
Роль художественной литературы в развитии у младших дошкольников свободного общения
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестное воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.)
Публикация «Роль художественной литературы в развитии у младших дошкольников свободного общения» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребёнок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учиться понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У младших дошкольников еще недостаточно координирование работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем в работе с воспитанниками, активно использую задания, содержащие поговорки и скороговорки.
Залогом успешной работы с детьми младшего возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы дети воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дети хорошо овладеют его содержанием, необходимо проводить работу по ответам на вопросы. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.
В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращаю его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой вариант ответа.
В НОД, в совместной деятельности с детьми учу детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Обращаю внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекаю детей к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после слушания сказок «Козлятки и волк», «Кот, петух и лиса» предлагаю детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Дети легко запоминают такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др. Содержание таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребёнка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.
Фиксирую внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок учу детей отвечать на вопросы, связанные с её содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребёнка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
При чтении стихотворений выделяю ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчёркивая образные выражения, развиваю у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставлю задачи формирования эмоционально – образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своём творчестве. После чтения литературного произведения провожу беседы, и выполняем разнообразные творческие задания.
Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Ребёнок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным значением.
Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства.