Юлия Буслаева
Консультация для родителей «Значение художественной литературы в развитии связной монологической речи у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Публикация «Консультация для родителей „Значение художественной литературы в развитии связной монологической речи у детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка :при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. А так же помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность.
Очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической. Монологическая речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий, которые должны быть учтены в процессе речевого воспитания. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными.
Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
Монолог строится по закону литературного языка. И само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Они дают ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Сказки дают образцы ритмической речи, дети легко и быстро запоминают такие образы как петушок-золотой гребешок и д. р. Колыбельные песни обогащают словарь за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Потешки развивают фонематический слух, так как они используют звукосочетания, которые повторяются несколько раз в разном темпе и с различной интонацией. Загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, а так же формируют представления о переносном значении слова. Заучивая стихотворения дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, тем самым обогащая свою речь.
«Какие же произведения читать детям?», -этот вопрос задают себе многие родители. Предлагаю вам перечень художественной литературы для чтения дома : Русские народные сказки: «Лиса и козёл», «Гуси-лебеди», «Лисичка со скалочкой», «Пузырь, соломинка и лапоть» и д. р. Сказки других народов:«Рукавичка», «Колосок» и д. р. Рассказы: Б. Житков «Храбрый утёнок». Е. Чарушин «Воробей», «Лиса», «Волчишко». В. Сутеев «Кто сказал мяу?», «Под грибом». Н. Носов «Заплатка», «Огурцы», «Мишкина каша» и д. р. Стихотворения: Ф. Тютчев «Листья», «Зима недаром злится…». С. Есенин «Снег», «Зайчик». С. Маршак «Багаж», «Усатый полосатый». А. Барто «Ёлка», «Машенька». Е. Благинина «Бабушкины руки», «Эхо» и д. р.
На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!
1) Развитие интонационной выразительности речи.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребё нку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.
2) Художественное слово в воспитании дошкольников.
Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.
Помните!
- Речь не передаётся по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
- Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
- Прежде чем читать ребёнку, нужно подобратькнигу, она должна быть доступной по содержанию.
- Как можно больше знакомьте малышей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, вызывают желания высказаться, поговорить о героях сказки.
- Книгу нужно не просто читать, а обязательно поговорить с ребёнком после прочтения, вспомнить как разворачивались события в сказке (рассказе, побеседовать о том, что запомнилось.
- Побуждайте вашего ребёнка рассказывать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.
Это и будет первыми шагами в овладении связной монологической речью!