Получи документы

Формирование общей ориентировки в звуковой системе языка у детей старшей группы и обучение их звуковому анализу слова

Надежда Контарева
Формирование общей ориентировки в звуковой системе языка у детей старшей группы и обучение их звуковому анализу слова
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование общей ориентировки в звуковой системе языка у детей старшей группы и обучение их звуковому анализу слова

Сензитивный период развития – период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.

Публикация «Формирование общей ориентировки в звуковой системе языка у детей старшей группы и обучение их звуковому анализу слова» размещена в разделах

Д. Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели.

Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка до знакомства их с буквенной символикой. Он также отмечал, что уже в раннем детстве (до 3 лет, у ребенка возникает ориентировка на звуковую форму слова. В дошкольном детстве она углубляется и расширяется, являясь основой, на которой и строится усвоение языка.

К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» приводит довольно большой материал детского стихотворчества, в основе которого, несомненно, лежит ориентировка в первую очередь на звуковую форму слова.

Данные исследования доказывают интерес ребенка к звуковой стороне речи уже в начале дошкольного возраста.

Почти все психологи и методисты, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Все приведенные материалы свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня усвоения языка, когда он становится предметом его сознательного изучения, а сам дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для обучения детей основам грамоты.

Основная задача обучения грамоте в старшей группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка. Обучению их звуковому анализу слова.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жуК.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картина – схема его звукового состава. На ней помещается рисунок – предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если при анализе ребенок пропустит какой – либо звук, будут заполнены не все клеточки. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков. Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета – серыми.

Взрослый проводит звуковой анализ слова только на первом занятии. В дальнейшем они сами делают это с помощью взрослого.

Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропуска письма.

При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове. Иногда дети называют звуки с призвуком гласного звука (ма, рэ, эс,.).Это мешает им при различении твердых и мягких звуков.

После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками.

Дети узнают, что этим звукам ни что «не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язык : они легко «выходят» изо рта. Дети находят такие звуки в трехзвуковых словах. С помощью взрослого «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что – либо во рту их выговариванию. Найдя все шесть звуков, взрослый обращает внимание на то, как громко, полным голосом мы их произносим, и называются они гласными звуками, а при разборе слова, обозначать их нужно красной фишкой.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык. Например, при произнесении звуков «м», «мь» «мешают» губы; «с», «сь», «мешают» зубы и т. д. В форме игры предлагается определять, что» мешает» произносить разные звуки. При этом взрослый наряду с согласными звуками подбирает для загадок и гласные,закрепляя знания о них и приучая детей внимательно вслушиваться в каждый произнесенный звук. Следует сказать детям, что некоторые согласные звуки можно протянуть, спеть (ммм, громко крикнуть (ррр, и этим они напоминают гласные, но при произнесении их встречаются во рту преграды. Это является основной характеристикой звуков. Сравнение звуков по их произнесению, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками.

Дети учатся определять «твердые» и «мягкие» звуки. При разборе слова твердый согласный обозначать синей фишкой, а мягкий – зеленой. Далее, проводя звуковой анализ слова, взрослый должен следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный» звуки.

В процессе овладения звуковым анализом слова дети убеждаются в том, что звуки «ж» и «ш» не имеют мягкой пары, а у звуков «й» и «ч» нет твердой пары.

В период знакомства с гласными, твердыми и мягкими согласными звуками дошкольники переходят к анализу четырехзвуковых слов разного состава : роза, слон, лист, аист, паук. Звуковой состав каждого слова сравнивается с предыдущим, определяются их сходство и различия. Это помогает детям более уверенно ориентироваться в звуковой системе языка.

После того как воспитанники научаться различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо знакомить их с ударением, научить их выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его. Ударение помогает представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша, потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза). При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком (если произносить его по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов). Взрослый дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог.

Можно предложить детям произносить слово быстро и тихо, шепотом. В этом случае ударный слог становится еще более различимым.

Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком и учатся выделять его в слове. Дети составляют слова из фишек, обозначая гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Определяя ударный гласный звук ребенок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно фиксировать место ударения. Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

Важным моментом в работе является произнесение детьми слова с последовательным ударением на всех гласных и определение правильного ударения. Это позволяет детям понять различную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (замок, замок). Важно, чтобы дети указывали, какой гласный звук следует произнести в слове более длительно.

Закрепление звукового анализа слова у дошкольников осуществляется на материале пятизвуковых слов (мишка, слива, замок). В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах.

В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2 – 4 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т. д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.

Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка

Публикации по теме:

Дидактическая игра для обучения звуковому анализу словДидактическая игра для обучения звуковому анализу слов Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов. Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыка полного звукового.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова»Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова» Цель: Повысить компетентность родителей в вопросе проведения звукового анализа слов. Возможность помочь своему ребёнку. Оборудование:.

Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова»Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова» Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Важно, чтобы.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование общей ориентировки в звуковой системе языка у детей старшей группы и обучение их звуковому анализу слова
Опубликовано: 27 декабря 2021 в 21:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование общей ориентировки в звуковой системе языка у детей старшей группы и обучение их звуковому анализу слова» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Контарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД