Надежда Контарева
Формирование общей ориентировки в звуковой системе языка у детей старшей группы и обучение их звуковому анализу слова
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование общей ориентировки в звуковой системе языка у детей старшей группы и обучение их звуковому анализу слова
Сензитивный период развития – период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.
Публикация «Формирование общей ориентировки в звуковой системе языка у детей старшей группы и обучение их звуковому анализу слова» размещена в разделах
Д. Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели.
Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка до знакомства их с буквенной символикой. Он также отмечал, что уже в раннем детстве (до 3 лет, у ребенка возникает ориентировка на звуковую форму слова. В дошкольном детстве она углубляется и расширяется, являясь основой, на которой и строится усвоение языка.
К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» приводит довольно большой материал детского стихотворчества, в основе которого, несомненно, лежит ориентировка в первую очередь на звуковую форму слова.
Данные исследования доказывают интерес ребенка к звуковой стороне речи уже в начале дошкольного возраста.
Почти все психологи и методисты, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Все приведенные материалы свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня усвоения языка, когда он становится предметом его сознательного изучения, а сам дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для обучения детей основам грамоты.
Основная задача обучения грамоте в старшей группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка. Обучению их звуковому анализу слова.
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик звука.
Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жуК.
Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картина – схема его звукового состава. На ней помещается рисунок – предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.
Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если при анализе ребенок пропустит какой – либо звук, будут заполнены не все клеточки. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков. Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета – серыми.
Взрослый проводит звуковой анализ слова только на первом занятии. В дальнейшем они сами делают это с помощью взрослого.
Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропуска письма.
При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове. Иногда дети называют звуки с призвуком гласного звука (ма, рэ, эс,.).Это мешает им при различении твердых и мягких звуков.
После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками.
Дети узнают, что этим звукам ни что «не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язык : они легко «выходят» изо рта. Дети находят такие звуки в трехзвуковых словах. С помощью взрослого «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что – либо во рту их выговариванию. Найдя все шесть звуков, взрослый обращает внимание на то, как громко, полным голосом мы их произносим, и называются они гласными звуками, а при разборе слова, обозначать их нужно красной фишкой.
На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык. Например, при произнесении звуков «м», «мь» «мешают» губы; «с», «сь», «мешают» зубы и т. д. В форме игры предлагается определять, что» мешает» произносить разные звуки. При этом взрослый наряду с согласными звуками подбирает для загадок и гласные,закрепляя знания о них и приучая детей внимательно вслушиваться в каждый произнесенный звук. Следует сказать детям, что некоторые согласные звуки можно протянуть, спеть (ммм, громко крикнуть (ррр, и этим они напоминают гласные, но при произнесении их встречаются во рту преграды. Это является основной характеристикой звуков. Сравнение звуков по их произнесению, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками.
Дети учатся определять «твердые» и «мягкие» звуки. При разборе слова твердый согласный обозначать синей фишкой, а мягкий – зеленой. Далее, проводя звуковой анализ слова, взрослый должен следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный» звуки.
В процессе овладения звуковым анализом слова дети убеждаются в том, что звуки «ж» и «ш» не имеют мягкой пары, а у звуков «й» и «ч» нет твердой пары.
В период знакомства с гласными, твердыми и мягкими согласными звуками дошкольники переходят к анализу четырехзвуковых слов разного состава : роза, слон, лист, аист, паук. Звуковой состав каждого слова сравнивается с предыдущим, определяются их сходство и различия. Это помогает детям более уверенно ориентироваться в звуковой системе языка.
После того как воспитанники научаться различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо знакомить их с ударением, научить их выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его. Ударение помогает представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.
Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша, потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза). При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком (если произносить его по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов). Взрослый дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог.
Можно предложить детям произносить слово быстро и тихо, шепотом. В этом случае ударный слог становится еще более различимым.
Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком и учатся выделять его в слове. Дети составляют слова из фишек, обозначая гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Определяя ударный гласный звук ребенок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно фиксировать место ударения. Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.
Важным моментом в работе является произнесение детьми слова с последовательным ударением на всех гласных и определение правильного ударения. Это позволяет детям понять различную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (замок, замок). Важно, чтобы дети указывали, какой гласный звук следует произнести в слове более длительно.
Закрепление звукового анализа слова у дошкольников осуществляется на материале пятизвуковых слов (мишка, слива, замок). В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах.
В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2 – 4 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т. д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.
Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка