Папки-передвижки

Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова» (2 фото)

Людмила Макарова
Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова»

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросе проведения звукового анализа слов. Возможность помочь своему ребёнку.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова“» размещена в разделах

Оборудование: Набор букв, фишки для ЗАС, иллюстрации для ЗАС, раздаточный материал для педагогов (фишки, карточки для ЗАС с рисунком, памятки для родителей «Порядок проведения звукового анализа слова», «Звук, как его услышать», схемы слов к дидактической игре «Придумай слова к схеме», дидактическая игра «Алфавит».

Ход мастер-класса:

На занятиях по основам грамоты ребенок должен овладеть навыками звукового анализа слов. Звуковой анализ – это:

1. последовательное выделение отдельных звуков в слове;

2. определение порядка звуков в слове;

3. различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый-мягкий.

Для проведения звукового анализа слова необходимо знать основные понятия.

Предложить родителям ответить на вопросы.

Вопросы для обсуждения:

- Чем отличается звук от буквы? (Очень часто понятия «звук» и «буква» путают, неправильно произносят звуки при анализе).

Ответ: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем

- Какие звуки называются гласными?

Ответ: Гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос.

- Назовите гласные звуки.

Ответ: А, О, У, Ы, Э, И – шесть гласных звуков. (А гласных букв десять).

- Какие гласные буквы могут обозначать два звука? В каких случаях?

Ответ: Е, Ё, Ю, Я – йотированные. Обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных, после мягкого и твердого знаков.

Отметить, что задания с этими звуками с детьми в детском саду не выполняются)

- Какие звуки называются согласными?

Ответ: Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо.

- Какие согласные звуки всегда твердые?

Ответ: Ж, Ш, Ц.

- Какие согласные звуки всегда мягкие?

Ответ: Й, Ч, Щ. (Й не используется)

- Что такое слог?

Ответ: Слог - это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

- Что такое ударение?

Ответ: Выделение голосом одного из гласных звуков в слове.

Перейдем к тому, как выполнять звуковой анализ слов.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

Проанализировать что-либо можно при условии, что мы имеем перед собой предмет анализа. Другого способа предъявить звуковую структуру слова, как произнести его, нет. При этом слово должно быть произнесено в соответствии с орфоэпическими нормами (например, вода - [вад]).

2. Произнеси слово по слогам.

3. Разделить слово на слоги любым удобным способом (обычно хлопками).

4. Найди ударный слог.

Необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова. Например: [замо‘к], [за‘мок]. Чтобы поставить ударение, нужно «ударить» слово или «позвать» его.

5. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

Детей надо научить звук «протянуть», искусственно удлинить его. Следует помнить, что звук протягивается (акцентируется) в составе целого слова. Например, «к-к-кот». После этого называется нужный (выделенный) звук, который надо охарактеризовать: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий.

6. Обозначь выделенный звук фишкой.

Запись звуков с помощью условных обозначений (фишек) помогает детям «удерживать» объект звукового разбора и не «соскальзывать» на букву. На начальном этапе звуковая схема без фишек дается детям в готовом виде. В этом случае схема служит ребенку опорой, помогает «не потерять» звук, направляет его действия и служит средством контроля за правильностью выполнения действия. По мере того, как дети осваивают способы определения звуковой последовательности, модель не задается, а конструируется по ходу разбора. Условные обозначения звуков традиционны: гласный звук – красная фишка, согласный твердый звук – синяя фишка, согласный мягкий звук – зеленая фишка.

7. Протяни (выдели) второй звук в слове, назови и охарактеризуй его, обозначь фишкой. (И так все звуки).

8. Прочитай по фишкам слово целиком.

9. Ответь на вопросы:

- Сколько всего звуков в слове?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных?

- Сколько слогов?

Если проводится звуко-буквенный анализ, то после выполнения всех указанных операций ребенок выполняет еще одну, а именно: объясняет, какой буквой обозначается каждый из звуков и почему (обозначаются только изученные буквы).

Звуко-буквенный анализ - один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха, развитию умений вычленять звуки в слове, правильно их называть и характеризовать и т. д.

Практическая часть мастер-класса.

Игры с родителями: направленные на развитие фонематического слуха, что играет важную роль при проведении звукового анализа слов.

1. «Где спрятался звук». Игру можно использовать в качестве физминутки, а также упражнения, тренирующего внимание и память.

- Где спрятался звук [к]? В начале, в середине или в конце слова?

Если в начале слова – хлопают в ладоши, если в середине – топают, если в конце – поднимают руки вверх.

Слова: конь, икра, палатка, мак, краски, корм, теленок, лоток, лейка.

2. «Придумай слово». Игра способствует закреплению умения различать звуки в словах по их качественному звучанию.

Педагог предлагает придумать слова с заданным звуком. Например, [р] – «рак», «рука» или [р’] – «река», «репка». Можно усложнить задание: «Придумай слова, обозначающие фрукты со звуком [а]», «В нашем магазине продаются продукты, в названии которых есть звук [к]. Что можно купить в магазине?» и т. п.

3. «Скажи, как я». Игра для детей и родителей дома

В игре формируется умение вычленять звук из целого слова, интонировать его как в слове, так и изолированно.

Дети становятся в круг, воспитатель в центре с мячом. Педагог бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя интонационно какой-либо звук, например: [р-р-р-ак]. Ребенок бросает мяч обратно педагогу и произносит слово точно так же. Затем отвечает на вопрос: «Какой звук ты выделил в этом слове?». Звуки выделяют не только в начале, но и в середине, и в конце слов. Слова: Р-р-ручка, мы-ы-ыло, зима-а-а, к-к-кино, л-л-ласточка, ли-и-ист и т. п.

4. Игра «Светофорчик». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Педагог называет звук, слог или слово, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.

5. Игра «Покажи картинку на определенный звук».

Задача: развивать умение слышать звук в начале слова.

6. Игра «Звуковой поезд».

Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.

7. Игра «Сколько звуков спряталось в слове».

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

8. «Придумай слова к схеме».

Игра вводится для закрепления у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова в тот момент, когда дети уже овладели звуковым анализом слова и различают звуки гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.

Педагог дает готовую модель слова, а дети подбирают слова, которые подходят к схеме.

Схема 1: (лиса, река, пила, зима, тема и т. д.)

Схема 2: (папа, мама, каша, рама, Тома и т. д.)

Схема 3: (поля, пуля, Коля и т. д)

Схема 4: (мост, куст, пуск, банк и т. д.)

Другой вариант игры предполагает подбор готовых схем к заданным словам (изображениям на демонстрационном материале).

Картинки: Мы с вами пришли в зоопарк. Помогите животным найти свою звуковую схему слова. Какое животное потерялось? (Лиса).

Как проводится звуковой анализ слова?

Совместная деятельность педагога с родителями.

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (В слове КОТ первый звук [К])

- Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, поэтому обозначим его синим цветом)

- Какой второй звук в слове КОТ? (В слове КОТ второй звук [О])

- Звук [О] какой? (Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)

- Какой третий звук в слове КОТ? (В слове КОТ третий звук [Т])

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, поэтому обозначим его синим цветом)

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи).

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя.

Наше занятие закончено. Медальки «Молодец» для родителей.

Фото «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова»

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Фотоотчёт к анализу работы детей с ОВЗ 4 группы за 2016–2017 учебный годФотоотчёт к анализу работы детей с ОВЗ 4 группы за 2016–2017 учебный год Воспитательная работа в 2016 -2017 учебном году строилась в соответствии с блоками воспитательной работы: 1. Творческое развитие. 2. Нравственно.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Консультация для родителей «Плохие слова»Консультация для родителей «Плохие слова» Консультация для родителей на тему: «Плохие слова». - Недавно мой Вовочка пошел в сад. Господи, каких он там только гадостей не набрался.

Консультация для родителей «Обучение детей работе в тетради в клетку»Консультация для родителей «Обучение детей работе в тетради в клетку» «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь» учат не только в школе, но и детском саду. Сейчас учителя желают получить первоклассников,.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Сила слова и тактильного прикосновения» Добрый день уважаемые коллеги! Наше общение я предлагаю начать с музыкальной паузы, а именно со знакомых вам песен. 1. Психологический тренинг.

Мастер-класс («Музыкальная открытка» практическая часть) «Обучение детскому русскому народному танцу детей с ОНР»Мастер-класс («Музыкальная открытка» практическая часть) «Обучение детскому русскому народному танцу детей с ОНР» Музыкальная открытка Забавушка: -Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные! Соизвольте люди.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова»
Опубликовано: 13 января 2020 в 01:14
+280Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Макарова (УИ 170464) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 84.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД