Светлана Соболева
Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»
(УМК «Школа России», 1 класс)
Учитель: Соболева Светлана Николаевна
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Публикация «Урок русского языка в 1 классе по теме „Однозначные и многозначные слова, Близкие и противоположные по значению слова“» размещена в разделах
- Многозначные слова, омонимы
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, 1 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Цель: создать условия для знакомства учащихся с однозначными и многозначными словами, близкими и противоположными по значению словами.
Предметные УУД:
- содействовать усвоению классификации и объединения слов по значению в тематические группы;
- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;
- продолжать работу по формированию умения анализировать элементный состав букв;
- содействовать развитию умения составлять текст по рисункам и опорным словам.
Метапредметные УУД:
познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;
соотносить изученные понятия с реальной жизнью;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.
Личностные УУД:
-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.
Методы и формы обучения: частично - поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Образовательные ресурсы: иллюстрации по теме «Многозначные слова», знаки-символы, листы чистой бумаги с фломастерами, ключики, словари близких и противоположных по значению слов, приложение на электронном носителе, цветные кружки для индивидуальной работы.
Ход урока:
Этап урока
Ход урока УУД, формирующиеся на данном этапе
1. Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализа-
ция знаний.
Целеполагание урока.
3. Самоопределение к деятельности.
Введение в тему урока.
4. Физкульт
минутка
5. Самостоя-тельная работа по теме урока :
работа в парах (поисковая) по картам-знакам
6. Закрепление новых знаний
7. Физминутка -разведка
- проведение микроисследо-вания
(работа в группах)
8. Закрепление изученного материала
9. Итог урока.
Информация о домашнем задании.
10. Рефлексия учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята!
Прозвенел уже звонок,
Как же мы начнём урок?
-На уроке мы сидим –
Не шумим и не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если спросят, отвечаем.
-Мы хороший, дружный класс?
- Да! И всё получится у нас!
Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке.
- Скажите, чему мы учимся на уроках русского языка?
-А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Дети отвечают с опорой на условные обозначения на доске, а затем сравнивают с данными в учебнике.)
В результате обсуждения формулируется план урока :
1. Чистописание.
2. Давай подумаем.
3. Работа со словарём.
4. Запомни правописание.
5. Работа в парах.
6. Самооценка.
- В конце урока мы вернемся к плану и оценим нашу работу на уроке.
Чистописание букв с ц е я м
- Какое задание мы будем выполнять дальше?
- Из каких элементов состоят эти буквы?
- Что общего в написании этих букв? Запишите буквы с похожими элементами, подчеркните лучшую.
-Что можно сделать ещё с этими буквами?
-Составьте из букв слово. (Месяц)
Какое значение имеет слово? (Единица времени по календарю)
Это слово имеет ещё одно значение. Вы поймёте, если отгадаете загадку.
Подрастал, подрастал,
Был рогатым – круглым стал.
Только круг, чудо-круг
Стал опять рогатым вдруг. (Месяц)
-Рассмотрите иллюстрацию на доске и подумайте: «Слово одно, а значения два…Что же это за слова?»
Прочитайте вопрос в учебнике. (Сколько значений может быть у слова)
-Хотели бы вы получить ответы на данные вопросы?
Тогда я предлагаю всем желающим отправиться на поиски заветного ключика знаний, которым мы откроем дверцу сегодняшней Темы.
(Под музыку песни «Походная» дети поют, выполняя различные движения, маршевым шагом идут по классу к учителю, который выдаёт им карты- путеводители)
У открытий есть начало,
А конца открытьям нет.
Мы прошли дорог немало,
Но огромен белый свет.
Ты никогда, пожалуйста,
На белый свет не жалуйся,
Он переполнен тайнами
Не-о-бы-чай-ны-ми!
Работа в парах (Упр. 16, с. 26)
1. Давай подумаем.
2. Работа со словарём.
3. Самостоятельное формулирование темы («Однозначные и многозначные слова» Пишут на листах)
Парам, которые правильно справились с заданием, учитель выдаёт ключик (первым – «золотой», остальным – «серебряный») и они выходят к доске. Им предоставляется право «открыть дверцу», рассказать об открытиях.
Работа по учебнику (Упр. 17, с. 27)
-Авторы учебника предложили вам несколько вариантов значений слова золотой. Какой вариант выбрали бы вы? Обоснуйте свой ответ.
-Какое значение подойдёт для выражения золотая рожь, золотые руки?
-Прочитайте последнее задание. Выполните самостоятельно.
Словарная работа
Проводит один из учеников: читает загадки, запись на доске и в тетради, составление предложений.
- Как связать эти слова с темой урока? (Однозначные слова)
Те, кто справился раньше, читают о происхождении слова пенал и выступают с сообщением (с. 29, страничка для любознательных)
Работа со словарями, которые стоят в разных местах. Сначала находят их глазами, затем разбиваются по группам, знакомятся со словарями близких и противоположных по значению слов.
-Что заметили?
-Почему слова в них даны парами?
-Какие это слова? (Близкие и противоположные по значению)
Упр. 19, с. 28
«Проверь себя» (с. 30). Задание 6 – индивидуально на ПК. Выполнение тестовых заданий электронного приложения к учебнику по теме «Слово»
- Кто выполнил все задания, поднимите красные кружки.
-Кто 4-6 –жёлтые, кто меньше –зелёные.
- Посмотрите на наш план работы. Как вы думаете, мы успешно решили поставленные задачи?
– Продолжи предложения:
Сегодня на уроке я узнал (а…
Я учился (училась…
Мне пригодится это для…
(Индивидуальное д/з)
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. Улыбающийся смайлик – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Грустный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь. Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: волевая саморегуляция, настрой на урок.
Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Познавательные: умение
из услышанной информации
выделять главное.
Регулятивные: умение сравнивать, обобщать, делать выводы,
мотивация к учебной деятельности.
Познавательные: анализ с целью выделения признаков.
Регулятивные: подготовка к самостоятельной формулировке темы урока.
Регулятивные:
мотивация к самостоятельному добыванию знаний.
Коммуникатив-ные: работа в парах по изучению учебного материала, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.
Познавательныеобщеучебные:
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Познавательные, регулятивные: умение обобщать знания,
учащиеся делают вывод о многозначных и однозначных словах
Познавательные:общеучебные-извлекают необходимую информацию из собственного опыта;
логические-осуществляют поиск необходимой информации из других источников
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Личностные:
осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха, связывая успехи с усилием, трудолюбием.