Юлия Демина
Становление самостоятельности у детей младшего возраста в процессе самообслуживания через малые формы фольклора.
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельность – это ценное качество, которое необходимо каждому человеку в жизни. Его необходимо воспитывать с раннего детства. Дети активны по своей природе, они очень часто стремятся самостоятельно выполнять различные действия. И нам, взрослым, и нам важно их поддержать в этом.
Каждому из нас часто в ответ на предложение что-то сделать за ребенка приходилось слышать «Я сам!».
Публикация «Становление самостоятельности у детей младшего возраста в процессе самообслуживания через малые формы фольклора,» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Народная культура, фольклор
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ребенок в этом возрасте осознает себя как отдельного человека, со своими особенностями и желаниями. Ребенок становиться практически самостоятельным : может выполнять многие действия без помощи взрослого, усваивает навыки самообслуживания.
Психологи утверждают: у ребенка к трем годам возрастает стремление к независимости от взрослого и самостоятельности, как в желаниях, так и в действиях. У ребенка появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Эти стремления ни в коем случае нельзя подавлять-это может привести к осложнениям в отношениях взрослого и ребенка.
Первый – негативизм, т. е. нежелание выполнять указания взрослого или непослушание, стремление делать все наоборот.
Затем-упрямство, малыш будет настаивать на своем просто потому, что он этого потребовал.
В поведении ребенка так же могут проявляться своеволие или строптивость (ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослого).
Следовательно, подавление самостоятельности ребенка может оказать серьезное негативное влияние на развитие его личности.
Итак, что же могут выполнять дети в младшем дошкольном возрасте самостоятельно?
-Мыть руки, мыть лицо, не разбрызгивая при этом воду, пользоваться мылом, не мочить свою одежду, вытираться полотенцем, вешать его на место;
-Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: снимать, вешать, складывать свою одежду, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, застегивать и расстегивать пуговицы;
-Замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью взрослого или самостоятельно устранять его;
-Пользоваться носовым платком, туалетом;
-Кушать, хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом, пить из чашки.
-Пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой правильно;
-Убирать после игры игрушки, книжки, строительный материал на место.
Конечно, ребенок приобретает нужные навыки не сразу, ему необходима наша помощь, создание необходимый условий для проявления самостоятельности, руководить действиями детей правильно и хвалить за малейшее проявление самостоятельности.
Для того, чтобы сформировать необходимые навыки, нужна помощь взрослого. Для этого надо создать условия для проявления детской самостоятельности : выделить место для полотенца для ребенка, поместить вешалку по росту вашего малыша и т. д.
Нужно обратить внимание, что создать необходимые условия является недостаточным для формирования самостоятельности у детей, следует также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ребенок станет самостоятельным, его нужно научить тем действиям, которые необходимы при одевании, приеме пищи и т. д.
Также следует отметить, что большое внимание уделяется трудовому воспитанию. Трудовая деятельность содержит в себе большие возможности для формирования личности дошкольника. Ребенок, включаясь в различные действия, получает различные навыки, знания о предметах и их свойствах, о росте и развитии животных и растений. У него развиваются умственные способности, развивается и обогащается речь. Дошкольник учится обращаться с предметами, инструментами, проявляет умственную и двигательную активность, ощущает результаты своих действий, осознает их важность и необходимость.
В процессе трудовой деятельности у ребенка формируется представление о цели труда-об особенностях данной деятельности, что она служит удовлетворению потребностей людей. Дошкольник становится субъектом деятельности. Стоит заметить, что именно в работе может быть ликвидирован формализм в знаниях о труде. В труде дети получают возможность показать свои умения сверстникам. Особенно это важно для старших дошкольников, которым важно мнение окружающих. Совместный труд позволяет воспитывать доброжелательные отношения между детьми, осознание себя полноценным членом детского сообщества, доставляет радость от общения со своими сверстниками. Детский труд пронизывает всю жизнь в детском саду и каждый день возникают какие-либо ситуации, которые требуют выполнения определенных трудовых действий.