Елена Жаботинская
Фотоотчет «Обучение детей раннего и младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей раннего и младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания
Уважаемые коллеги, сегодня я представляю вашему вниманию фотоотчет о работе по обучению младших дошкольников навыкам самообслуживания.
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя.
Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным.
Публикация «Фотоотчет „Обучение детей раннего и младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности и если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.
Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.
Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка – проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно.
Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка.
С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка.
Приучение детей самим одеваться, умываться формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
Рассмотрим базовые навыки самообслуживания детей раннего и младшего дошкольного возраста
Навыки опрятности:
1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:
носовым платком;
полотенцем;
горшком;
расчёской;
салфеткой.
2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.
Навыки приёма пищи:
1. Жевать с закрытым ртом.
2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).
3. Пить из чашки, держа её двумя руками.
4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.
Навыки одевания и раздевания:
1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.
2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.
Формирование навыков самообслуживания осуществляется в двух формах:
- индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);
групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу, при этом работает механизм подражания).
Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива.
Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, формирует инициативность, деловитость и желание всё делать самим.
Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:
I группа методов
Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения
Показ действия.
Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
Метод приучения (систематические упражнения).
Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).
Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т. д.)
II группа методов
Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания
Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.
Рассматривание иллюстраций, картин («Дети моют руки», «Дети обедают» и т. д.).
Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)
Использование фольклора в работе по формированию навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Вот некоторые примеры потешек, используемых педагогами в различных ситуациях.
Процесс умывания
• Ручки моем мы водичкой,
Чисто-чисто, чисто-чисто.
Посмотрите на меня –
Вот какой красивый Я!
• Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
Знаем, знаем, да, да, да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица-
Мы пришли умыться!
Собираемся на прогулку
• Раз, два, три, четыре, пять-
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Носочки, сапожки
И пойдем скорей гулять,
Бегать, прыгать и скакать.
• На маленькие ножки
Наденем мы сапожки,
И пойдем с тобой гулять
По ровненькой дорожке.
Прием пищи и соответствующие потешки:
• У котенка в чашке
Было много кашки
Две тетери прилетели,
Две тетери кашку съели.
И кричат они котенку:
«Ротозей, ты, ротозей!
Если дали тебе кашку,
Нужно съесть её скорей!»
• Ложку держит наш малыш,
Кашку кушает крепыш,
Пьет из кружки молоко
И справляется легко.
Всё до крошечки съедает
И здоровым вырастает!
• Это – ложка,
Это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала-
Кашки гречневой не стало.
Потешка перед сном:
• Мы колготочки снимаем,
Мы пижаму надеваем,
Мы в кроватку спать пойдем
И немножко отдохнем.
И в заключении хотелось бы обратиться к таким словам
Никогда не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое его достижение, поддерживайте.
Спасибо за внимание!