МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Татьяна Офицерова
Консультация для воспитателей «Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…» https://www.proshkolu.ru/club/ethnopedagogy/blog/96971

К. Д. Ушинский

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Количество понимаемых слов значительно возрастает

Дети младшего дошкольного возраста постоянно готовы что-то строить, с удовольствием будут заниматься любым продуктивным трудом – лепить, рисовать. В тоже время они еще не готовы выслушивать долгие рассказы о том, что они не могут непосредственно воспринимать. Их мир – это мир «здесь и сейчас». Они активно исследуют и познают то, что непосредственно воспринимают и чем могут практически манипулировать. В работе с детьми данного возраста важно помнить, что слушать рассказ педагога они могут в пределах 5-10 минут. Для того чтобы осваивать материал, ребята должны практически действовать. В настоящее время груз информации, который получают современные дети, увеличился. Это ощущаем на себе и мы взрослые. Возможно, за счет этого они теряют свою живость, хотя так же как прежде, любят шалить, драться, бегать. Сегодня культура движения, физическая культура в детских садах перекладывается на плечи специалиста. Воспитатель, сбросив этот груз, надеется на то, что на физкультуре дети побегают, подвигаются, а он более основательно будет заниматься интеллектуальным развитием. Но ребенку нужно двигаться постоянно. Ему важно и водить хороводы, и побегать, и покружиться. Как удовлетворить потребность дошкольника в движении?

Игра – самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения, как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным. Игра – деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом. Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее мы приводим ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе в школе, детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи.

Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил меня ввести народные игры в образовательную деятельность детей младшего дошкольного возраста. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении. Игры предоставляют обильную пищу для работы ума и воображения

Народная игра – это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества. Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов.

Игра – деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты не были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян – один из лучших тому примеров, т. к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр.

Славянские народные игры самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет «казакам-разбойникам«. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.

К. Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; "Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики", - писал он. Этот завет Ушинского стремились выполнить русские передовые деятели дошкольного воспитания. https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36629.php

Благодаря своей образности народные игры увлекают детей. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает. Детские игры полны смеха, радости и движения. В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

Не возможно не заметить интерес детей к русским народным играм, но помимо игр необходимо приобщать детей к русскому народному творчеству и, в первую очередь – это знакомство с фольклором (сказками, песнями, частушками, пословицами, поговорками и т. п.). Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Знакомство детей с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками дает возможность научиться подмечать характерные особенности времен года, погодные изменения, поведение птиц, насекомых, растений и т. п.

Знакомство с музыкальным фольклором позволяет научить детей слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

Благодаря знакомству с декоративно-прикладным искусством дети узнают историю зарождения народных промыслов. В процессе художественно-творческой деятельности учатся выполнять элементы декоративной росписи.

Используя театрализованную деятельность, дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки и т. п. Используется пальчиковый театр, театр бибабо и костюмированный театр. В процессе театрализованной деятельности дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомятся с предметами быта и т. п.

Очень важно донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.

Литература:

1. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова. - Знакомство детей с русским народным творчеством «Дошкольное воспитание» №7-1990, №11.- 2010

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: Акцидент, 1997г.

3. Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. -СПБ: Детство-пресс, 2001.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Игровые технологии» в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановления «Об экологическом образовании обучающихся.

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» В формировании развития речи.

Консультация для родителей «Роль фольклора в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль фольклора в воспитании детей» Слово «фольклор» ,в переводе с английского означает –народная мудрость. Все.

Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника» «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника» Современный мир характеризуется чрезвычайной противоречивостью процессов,.

Консультация для воспитателей «О личностном подходе в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» «О личностном подходе в период адаптации детей младшего возраста»Малыш приходит в ясельную группу… Как помочь ему пройти период адаптации.

Консультация для воспитателей «Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста» ГБОУ Гимназия №1404 "Гамма" Консультация для воспитателей. Тема: “Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста”.

Консультация для воспитателей «Значение игры в воспитании старшего дошкольного возраста» Тема: «Значение игры в воспитании старшего дошкольного возраста. Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием.

Педагогический проект «Использование русского фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» Информационная характеристика проекта Автор проекта: Шайбулатова Светлана Петровна, воспитатель первой младшей группы МДОУ детский сад №.

Проект «Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой. Продолжительность: январь-май Участники проекта: дети младшей группы, родители,.

Роль материнского фольклора в воспитании детей РОЛЬ МАТЕРИНСКОГО ФОЛЬКЛОРА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Л. П. Баянкина, учитель алтайского языка МБОУ «Теньгинская СОШ» Россия, Республика Алтай,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 14:42
+47Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Офицерова (УИ 734563) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД