Наталья Сидорова Бондарева
Специфика работы психолога в инклюзивном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
1 Специфика работы психолога в инклюзивном образовании
Практическая работа педагога-психолога строится на основании разработанной модели деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательной работы (УВР) в образовательном учреждении.
Публикация «Специфика работы психолога в инклюзивном образовании» размещена в разделах
Основной задачей педагога-психолога в инклюзивном образовании является построение системы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого воспитанника, обеспечивающее социально-психологическое благополучие всех участников инклюзивного образовательного пространства, а именно: создание комфортных условий для формирования успешной адаптации, реабилитации детей с ОВЗ в социуме; социально-психологическое содействие семьям, воспитывающим «особенных» детей.
Одним из главных документов системы образования являются Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС). Согласно новым требованиям в дошкольном образовании, психолого-педагогическое сопровождение становится особо востребованным и актуальным. В таком сопровождении нуждаются все участники инклюзивного образовательного процесса (дети и их родители, педагоги, воспитатели и администрация ДОУ). Ещё Б. С. Гершунский писал: «Образование и общество неотделимы» {7,13}.
Вся работа по развитию, воспитанию и обучению детей в инклюзивном образовании проводится в соответствии с нормативной базой (Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании» и др.) с учётом реализации ФГОС.
Деятельность психолога в инклюзивном образовательном пространстве определяется как психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на создание таких условий, в которых ребёнок с проблемами в развитии оказывается в благоприятных социально-психологических условиях для полноценного проживания ребёнком каждого возрастного периода {11}.
Психолого-педагогическое сопровождение – это комплекс мероприятий, организованный коллективом специалистов : педагог-психолог, воспитатель, педагог-дефектолог, логопед, тьютор и др., в зависимости от действующего штата образовательного учреждения {16,400}. Данное сопровождение не может проводиться без квалифицированной работы психолога.
Педагогу-психологу совместно с воспитателями, логопедом, мед. работником и другими работниками образовательного учреждения необходимо разработать модель коррекционного обучения, способную организовать единую систему индивидуального развития и обучения воспитанников, максимально удовлетворяющую потребностям каждого ребёнка, не ущемляя права и интересы ни одного участника инклюзивного образования {16,107}.
В процессе сопровождения педагог-психолог должен построить свою работу таим образом, чтобы не быть некой «ширмой» подопечного, решая за него все задачи. Необходимо научить ребёнка действовать самостоятельно и отвечать за свои действия. Следует создавать ситуации различного характера, чтобы ребёнок сам находил, открывал решения {17,8}.
Существуют два направления психологической помощи :
- Актуальное направление подразумевает решение различных проблем, требующих быстрого разрешения;
- Перспективное направление предполагает разрешение различных задач для развития индивидуальности каждого ребёнка (цель на будущее).
Решая перспективные задачи, психолог оказывает повседневную (актуальную) помощь всем нуждающимся в ней участникам инклюзивного образовательного процесса {12,27}.
Ведущим направлением деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве является перспективное планирование. Вся работа осуществляется в соответствии с годовым планом, программами обследования, промежуточными мониторингами, коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.
В деятельности педагога-психолога инклюзивного образования выделено четыре основных направления работы :
- работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
- работа с воспитателями;
- работа с администрацией образовательного учреждения;
- работа с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ.
Но помимо этих направлений есть ещё одно, не менее важное направление: работа с родителями обычных детей. Важно донести до них информацию о том, что включение «особенных» детей в образовательную среду наравне с обычными (условно здоровыми) детьми является не менее полезным для них, чем для «особенных» детей, и главным положительным фактором совместного обучения является развитие толерантности. А если говорить о дошкольном учреждении, то дети довольно легко приспосабливаются друг к другу, быстро привыкают. Комплексное формирование толерантности (со стороны педагогов и родителей) создаёт более успешное взаимоотношение между детьми.
Ключевые направления работы с детьми, имеющими проблемы в развитии:
- психодиагностика;
- развивающая и психокоррекционная работа;
- профилактическая деятельность.
Принципы (основные правила) работы с детьми с ОВЗ :
- Соблюдение интересов ребёнка. Решение проблемы с максимальной пользой в интересах ребёнка;
- Системный подход. Согласованность действий различных специалистов, обеспечивающий единство диагностики, коррекции и развития;
- Непрерывность. Гарантия непрерывной помощи всем участникам инклюзивного образования;
- Гуманность. Субъективно-позитивный подход.
- Вариативность. Создание определённых условий вариации для получения детьми образования;
- Интегрированность. Включение детей с ОВЗ в общую образовательную среду, в совместные проекты, мероприятия и т. п. ;
- Создание ситуации успеха. Создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей;
- Адекватность. Учёт реальных способностей и возможностей ребёнка, право на выбор;
- Индивидуальный подход.
Суть работы психолога с детьми ОВЗ :
- снятие нервно-психического напряжения;
- коррекция самооценки;
- развитие психических функций (внимание, память, мышление и т. д.);
- преодоление пассивности;
- преодоление агрессивности;
- формирование ответственности, самостоятельности;
- формирование позитивных эмоций;
- формирование активной жизненной позиции;
- преодоление отчуждённости;
- формирование коммуникативных навыков, и др.
Методы и формы работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ :
- Сказкотерапия. Развитие личности посредством многогранного воздействия {19};
- Игротерапия. Способствование формированию произвольности психических процессов {20}
- Релаксация. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Психогимнастика. Снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы;
- Арт-терапия. Развитие самовыражения и самопознания;
- Песочная терапия. Развитие мелкой моторики, развитие полушарий головного мозга.
Не менее важна работа по психолого-педагогическому сопровождению родителей ребёнка с ОВЗ, ведь именно они определяют психологию своего ребёнка {18}.
Основные направления деятельности педагога-психолога инклюзивного образования с родителями, имеющими детей с ОВЗ:
- психологическое консультирование;
- психологическое просвещение;
- социально-диспетчерская помощь.
Данные мероприятия проводятся в форме беседы, лектория, анкетирования, и направлены на повышение педагогической компетентности родителей.
Совместно с воспитателем и другими специалистами образовательного учреждения, психолог проводит для родителей семинары-практикумы, на которых знакомят родителей с дидактической литературой, играми и учат применять полученные данные на практике. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, поэтому играть он может всё своё основное время. Но игры бывают разными. Семинары на то и рассчитаны, чтобы показать каждому родителю возможность играть с ребёнком с максимальной для него пользой.
Работа с педагогическим составом ведётся в форме психологического просвещение при помощи бесед, лекториев и мастер-классов, направленных на повышение психологической компетентности воспитателей, педагогов {16,401}.
Таким образом всю работу по сопровождению детей с ОВЗ можно распределить по направлениям:
- диагностическое;
- аналитическое;
- коррекционное;
- консультативно-просветительское;
- организационно-методическое {22,108}.
Обработав всю информацию по деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве, определяем его необходимые трудовые действия:
- организация совместной и индивидуальной деятельности детей с различными образовательными потребностями;
- сбор и обработка информации об истории развития и заболевания детей с ОВЗ;
- проведение диагностических и коррекционно-развивающей деятельности;
- контроль своих эмоций при работе с детьми с ОВЗ и их родителями;
- проведение психологического просвещения педагогов и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ;
- проведение массовых мероприятий, направленных на социализацию детей с ОВЗ к обычному обществу и толерантного отношения общества к детям с ОВЗ {27,299};
- эффективное взаимодействие со всеми педагогами инклюзивного образования;
- проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся (воспитывающихся) с ОВЗ;
- разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных программ (ИОМ, учебных планов, проектов;
- определение оптимальной траектории развития (индивидуальный маршрут развития ребёнка);
- подготовка документов для проведения психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК).
Содержание и структура психологической поддержки в большинстве зависит от диагноза, дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, «зоны его ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода. Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий, в повседневной жизни – во время прогулки, в свободной деятельности. Специальные условия конкретизируются принципиально к каждой категории воспитанников.
Для того, чтобы выбрать наиболее оптимальный путь сопровождения ребёнка с ОВЗ, необходимо подробно изучить возможности ребёнка на данном временном отрезке.
Психолог, работая в системе образования, должен быть терпимым к окружающим людям, доброжелательным, приветливым, уметь сочувствовать, быть находчивым, уметь прислушиваться к мнению коллег, но в тоже время должен обладать базовыми знаниями, различными методиками и диагностиками.
Как и у любого специалиста, у педагога-психолога существует свой список документации профессиональной деятельности. В него входят:
- карта психологического обследования воспитанников;
- план работы педагога-психолога на учебный год;
- заключение по результатам проведённого психодиагностического обследования.
- журнал консультаций педагога-психолога;
- программа коррекционно-развивающих занятий;
- аналитический отчёт о работе за учебный год;
- тетрадь взаимодействия со специалистами сопровождения;
- расписание коррекционных занятий, утверждённое методистом-координатором по инклюзии;
- список детей, рекомендованных к индивидуальным занятиям;
- перспективный план работы с группой (по ведущему нарушению);
- перспективный план индивидуальной работы с ребёнком;
- журнал посещаемости занятий;
- журнал консультаций;
- годовой отчёт педагога-психолога;
- протокол ПМПК.
Как видно из всего вышеописанного, деятельность психолога в инклюзивном образовательном пространстве очень ответственная, поэтому психолог должен обладать повышенной стрессоустойчивостью, высоким профессионализмом и толерантным отношением к окружающим. Но так как всё чаще встречается много «трудных» детей с различными психофизическими расстройствами, психолог должен обладать огромным терпением. Необходимо уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, уметь мотивировать.
Умение смотреть и видеть необходимо для наблюдения и для способности дать правильную оценку своим наблюдениям.
Умение слушать и слышать необходимо как в работе с детьми, так и с их родителями. Нужно внимательно выслушать родителей, дать им возможность высказать всё, что их тревожит и беспокоит. После чего необходимо постараться ответить на все их вопросы, разъяснить все особенности проблемы ребёнка, дать необходимые рекомендации, рассказать о возможных последствиях несоблюдения рекомендаций и отказа от психологической помощи, объяснить причины возможных трудностей, разъяснить всё об ожидаемых результатах, постараться установить доверительные отношения.
Так же, как и с родителями, необходимо установить доверительные отношения с ребёнком; выстроить их таким образом, чтобы они стали прочными, только в этом случае работа с детьми будет приносить положительные результаты.
Анализируя собранную информацию о деятельности психолога в инклюзивном образовании, можно выделить основные личностные качества педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве :
-Эмоциональная стабильность (уравновешенность, спокойствие);
- дивергентность мышления (метод творческого мышления, способность мыслить в разных направлениях);
- мобильность поведения (быстрая смена стратегии);
- социальная активность (способность и готовность к социально-значимым преобразованиям с целью достижения поставленных задач);
- эмпатия (способность к сопереживанию, готовность всегда прийти на помощь);
- экстравертность (общительность, открытость миру);
- контактность;
- доброжелательность;
- терпение;
- доверительность;
- заботливость;
- тактичность (умение выстраивать свои диагностические и психолого-педагогические мероприятия таким образом, чтобы не поставить кого-либо в неудобное (неловкое) положение, не унизить).
Главными условиями внедрения и реализации инклюзии в образовательное пространство являются системность и непрерывность. Ребёнок с ООП должен развиваться при помощи инклюзии весь период своего обучения, начиная с детского сада и вплоть до получения среднего или высшего профессионального образования {27,50}.