Папки-передвижки

Специфика работы психолога в инклюзивном образовании

Наталья Сидорова Бондарева
Специфика работы психолога в инклюзивном образовании

1 Специфика работы психолога в инклюзивном образовании

Практическая работа педагога-психолога строится на основании разработанной модели деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательной работы (УВР) в образовательном учреждении.

Публикация «Специфика работы психолога в инклюзивном образовании» размещена в разделах

Основной задачей педагога-психолога в инклюзивном образовании является построение системы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого воспитанника, обеспечивающее социально-психологическое благополучие всех участников инклюзивного образовательного пространства, а именно: создание комфортных условий для формирования успешной адаптации, реабилитации детей с ОВЗ в социуме; социально-психологическое содействие семьям, воспитывающим «особенных» детей.

Одним из главных документов системы образования являются Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС). Согласно новым требованиям в дошкольном образовании, психолого-педагогическое сопровождение становится особо востребованным и актуальным. В таком сопровождении нуждаются все участники инклюзивного образовательного процесса (дети и их родители, педагоги, воспитатели и администрация ДОУ). Ещё Б. С. Гершунский писал: «Образование и общество неотделимы» {7,13}.

Вся работа по развитию, воспитанию и обучению детей в инклюзивном образовании проводится в соответствии с нормативной базой (Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании» и др.) с учётом реализации ФГОС.

Деятельность психолога в инклюзивном образовательном пространстве определяется как психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на создание таких условий, в которых ребёнок с проблемами в развитии оказывается в благоприятных социально-психологических условиях для полноценного проживания ребёнком каждого возрастного периода {11}.

Психолого-педагогическое сопровождение – это комплекс мероприятий, организованный коллективом специалистов : педагог-психолог, воспитатель, педагог-дефектолог, логопед, тьютор и др., в зависимости от действующего штата образовательного учреждения {16,400}. Данное сопровождение не может проводиться без квалифицированной работы психолога.

Педагогу-психологу совместно с воспитателями, логопедом, мед. работником и другими работниками образовательного учреждения необходимо разработать модель коррекционного обучения, способную организовать единую систему индивидуального развития и обучения воспитанников, максимально удовлетворяющую потребностям каждого ребёнка, не ущемляя права и интересы ни одного участника инклюзивного образования {16,107}.

В процессе сопровождения педагог-психолог должен построить свою работу таим образом, чтобы не быть некой «ширмой» подопечного, решая за него все задачи. Необходимо научить ребёнка действовать самостоятельно и отвечать за свои действия. Следует создавать ситуации различного характера, чтобы ребёнок сам находил, открывал решения {17,8}.

Существуют два направления психологической помощи :

- Актуальное направление подразумевает решение различных проблем, требующих быстрого разрешения;

- Перспективное направление предполагает разрешение различных задач для развития индивидуальности каждого ребёнка (цель на будущее).

Решая перспективные задачи, психолог оказывает повседневную (актуальную) помощь всем нуждающимся в ней участникам инклюзивного образовательного процесса {12,27}.

Ведущим направлением деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве является перспективное планирование. Вся работа осуществляется в соответствии с годовым планом, программами обследования, промежуточными мониторингами, коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.

В деятельности педагога-психолога инклюзивного образования выделено четыре основных направления работы :

- работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

- работа с воспитателями;

- работа с администрацией образовательного учреждения;

- работа с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ.

Но помимо этих направлений есть ещё одно, не менее важное направление: работа с родителями обычных детей. Важно донести до них информацию о том, что включение «особенных» детей в образовательную среду наравне с обычными (условно здоровыми) детьми является не менее полезным для них, чем для «особенных» детей, и главным положительным фактором совместного обучения является развитие толерантности. А если говорить о дошкольном учреждении, то дети довольно легко приспосабливаются друг к другу, быстро привыкают. Комплексное формирование толерантности (со стороны педагогов и родителей) создаёт более успешное взаимоотношение между детьми.

Ключевые направления работы с детьми, имеющими проблемы в развитии:

- психодиагностика;

- развивающая и психокоррекционная работа;

- профилактическая деятельность.

Принципы (основные правила) работы с детьми с ОВЗ :

- Соблюдение интересов ребёнка. Решение проблемы с максимальной пользой в интересах ребёнка;

- Системный подход. Согласованность действий различных специалистов, обеспечивающий единство диагностики, коррекции и развития;

- Непрерывность. Гарантия непрерывной помощи всем участникам инклюзивного образования;

- Гуманность. Субъективно-позитивный подход.

- Вариативность. Создание определённых условий вариации для получения детьми образования;

- Интегрированность. Включение детей с ОВЗ в общую образовательную среду, в совместные проекты, мероприятия и т. п. ;

- Создание ситуации успеха. Создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей;

- Адекватность. Учёт реальных способностей и возможностей ребёнка, право на выбор;

- Индивидуальный подход.

Суть работы психолога с детьми ОВЗ :

- снятие нервно-психического напряжения;

- коррекция самооценки;

- развитие психических функций (внимание, память, мышление и т. д.);

- преодоление пассивности;

- преодоление агрессивности;

- формирование ответственности, самостоятельности;

- формирование позитивных эмоций;

- формирование активной жизненной позиции;

- преодоление отчуждённости;

- формирование коммуникативных навыков, и др.

Методы и формы работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ :

- Сказкотерапия. Развитие личности посредством многогранного воздействия {19};

- Игротерапия. Способствование формированию произвольности психических процессов {20}

- Релаксация. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- Психогимнастика. Снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы;

- Арт-терапия. Развитие самовыражения и самопознания;

- Песочная терапия. Развитие мелкой моторики, развитие полушарий головного мозга.

Не менее важна работа по психолого-педагогическому сопровождению родителей ребёнка с ОВЗ, ведь именно они определяют психологию своего ребёнка {18}.

Основные направления деятельности педагога-психолога инклюзивного образования с родителями, имеющими детей с ОВЗ:

- психологическое консультирование;

- психологическое просвещение;

- социально-диспетчерская помощь.

Данные мероприятия проводятся в форме беседы, лектория, анкетирования, и направлены на повышение педагогической компетентности родителей.

Совместно с воспитателем и другими специалистами образовательного учреждения, психолог проводит для родителей семинары-практикумы, на которых знакомят родителей с дидактической литературой, играми и учат применять полученные данные на практике. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, поэтому играть он может всё своё основное время. Но игры бывают разными. Семинары на то и рассчитаны, чтобы показать каждому родителю возможность играть с ребёнком с максимальной для него пользой.

Работа с педагогическим составом ведётся в форме психологического просвещение при помощи бесед, лекториев и мастер-классов, направленных на повышение психологической компетентности воспитателей, педагогов {16,401}.

Таким образом всю работу по сопровождению детей с ОВЗ можно распределить по направлениям:

- диагностическое;

- аналитическое;

- коррекционное;

- консультативно-просветительское;

- организационно-методическое {22,108}.

Обработав всю информацию по деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве, определяем его необходимые трудовые действия:

- организация совместной и индивидуальной деятельности детей с различными образовательными потребностями;

- сбор и обработка информации об истории развития и заболевания детей с ОВЗ;

- проведение диагностических и коррекционно-развивающей деятельности;

- контроль своих эмоций при работе с детьми с ОВЗ и их родителями;

- проведение психологического просвещения педагогов и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ;

- проведение массовых мероприятий, направленных на социализацию детей с ОВЗ к обычному обществу и толерантного отношения общества к детям с ОВЗ {27,299};

- эффективное взаимодействие со всеми педагогами инклюзивного образования;

- проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся (воспитывающихся) с ОВЗ;

- разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных программ (ИОМ, учебных планов, проектов;

- определение оптимальной траектории развития (индивидуальный маршрут развития ребёнка);

- подготовка документов для проведения психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК).

Содержание и структура психологической поддержки в большинстве зависит от диагноза, дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, «зоны его ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода. Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий, в повседневной жизни – во время прогулки, в свободной деятельности. Специальные условия конкретизируются принципиально к каждой категории воспитанников.

Для того, чтобы выбрать наиболее оптимальный путь сопровождения ребёнка с ОВЗ, необходимо подробно изучить возможности ребёнка на данном временном отрезке.

Психолог, работая в системе образования, должен быть терпимым к окружающим людям, доброжелательным, приветливым, уметь сочувствовать, быть находчивым, уметь прислушиваться к мнению коллег, но в тоже время должен обладать базовыми знаниями, различными методиками и диагностиками.

Как и у любого специалиста, у педагога-психолога существует свой список документации профессиональной деятельности. В него входят:

- карта психологического обследования воспитанников;

- план работы педагога-психолога на учебный год;

- заключение по результатам проведённого психодиагностического обследования.

- журнал консультаций педагога-психолога;

- программа коррекционно-развивающих занятий;

- аналитический отчёт о работе за учебный год;

- тетрадь взаимодействия со специалистами сопровождения;

- расписание коррекционных занятий, утверждённое методистом-координатором по инклюзии;

- список детей, рекомендованных к индивидуальным занятиям;

- перспективный план работы с группой (по ведущему нарушению);

- перспективный план индивидуальной работы с ребёнком;

- журнал посещаемости занятий;

- журнал консультаций;

- годовой отчёт педагога-психолога;

- протокол ПМПК.

Как видно из всего вышеописанного, деятельность психолога в инклюзивном образовательном пространстве очень ответственная, поэтому психолог должен обладать повышенной стрессоустойчивостью, высоким профессионализмом и толерантным отношением к окружающим. Но так как всё чаще встречается много «трудных» детей с различными психофизическими расстройствами, психолог должен обладать огромным терпением. Необходимо уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, уметь мотивировать.

Умение смотреть и видеть необходимо для наблюдения и для способности дать правильную оценку своим наблюдениям.

Умение слушать и слышать необходимо как в работе с детьми, так и с их родителями. Нужно внимательно выслушать родителей, дать им возможность высказать всё, что их тревожит и беспокоит. После чего необходимо постараться ответить на все их вопросы, разъяснить все особенности проблемы ребёнка, дать необходимые рекомендации, рассказать о возможных последствиях несоблюдения рекомендаций и отказа от психологической помощи, объяснить причины возможных трудностей, разъяснить всё об ожидаемых результатах, постараться установить доверительные отношения.

Так же, как и с родителями, необходимо установить доверительные отношения с ребёнком; выстроить их таким образом, чтобы они стали прочными, только в этом случае работа с детьми будет приносить положительные результаты.

Анализируя собранную информацию о деятельности психолога в инклюзивном образовании, можно выделить основные личностные качества педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве :

-Эмоциональная стабильность (уравновешенность, спокойствие);

- дивергентность мышления (метод творческого мышления, способность мыслить в разных направлениях);

- мобильность поведения (быстрая смена стратегии);

- социальная активность (способность и готовность к социально-значимым преобразованиям с целью достижения поставленных задач);

- эмпатия (способность к сопереживанию, готовность всегда прийти на помощь);

- экстравертность (общительность, открытость миру);

- контактность;

- доброжелательность;

- терпение;

- доверительность;

- заботливость;

- тактичность (умение выстраивать свои диагностические и психолого-педагогические мероприятия таким образом, чтобы не поставить кого-либо в неудобное (неловкое) положение, не унизить).

Главными условиями внедрения и реализации инклюзии в образовательное пространство являются системность и непрерывность. Ребёнок с ООП должен развиваться при помощи инклюзии весь период своего обучения, начиная с детского сада и вплоть до получения среднего или высшего профессионального образования {27,50}.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Специфика работы социального педагога в доме ребёнка В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях используются два понятия: сирота и социальный сирота. Дети-сироты - это.

Основные задачи и специфика работы музыкального руководителя в речевой группе Основные задачи музыкального руководителя в речевых группах: Оздоровительные Образовательно -воспитательные Коррекционные Укреплять костно-мышечный.

Сообщение к родительскому собранию «Специфика работы учителя-логопеда на логопедическом пункте» Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я хочу вам рассказать о специфике работы логопеда на логопедическом пункте. Логопункт – кабинет.

Эссе «Специфика и методы моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения»Эссе «Специфика и методы моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения» В последние годы, когда возросло количество детей с речевыми нарушениями, я в своей практике начала искать и активно применять различные.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки,.

Специфика логопедической работы со школьниками с тяжелым нарушением речи В младших классах у детей с тяжёлым нарушением речи, как правило, устраняются нарушения звукопроизношения, но не всегда (в зависимости.

Специфика работы педагога-эколога с детьми с нарушением зрения в детском садуСпецифика работы педагога-эколога с детьми с нарушением зрения в детском саду Специфика работы педагога - эколога с детьми с нарушением зрения в детском саду. Кожухова Наталия Геннадиевна. Муниципальное бюджетное дошкольное.

Практико-значимый проект «Специфика работы с разными типами сказок» Нам, педагогам, необходимо использовать как инновационные подходы к воспитанию, так и проверенные временем воспитательные традиции, например.

Актуальные аспекты осуществления психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании «Помогая преодолеть барьеры тем, кому сложно сделать это в одиночку, мы делаем мир доступным для всех». Актуальность внедрения инклюзивного.

Выступление на родительском собрании «Специфика работы педагога-психолога ДОУ» Родительское собрание «Специфика работы педагога-психолога в детском саду» Здравствуйте, Уважаемые родители! Вашему вниманию представляю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика работы психолога в инклюзивном образовании
Опубликовано: 12 января 2019 в 08:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД