Лучший педагог года

Проект «Азбука финансовой грамотности» в подготовительной группе

Наталья Филиппова
Проект «Азбука финансовой грамотности» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

«Азбука финансовой грамотности»

Подготовительная группа

Тип проекта:

• по доминирующему методу: творческий, информационный, игровой;

• по характеру содержания: ребенок, родители;

• по характеру участия ребенка в проекте: участник;

• по характеру контактов: внутри ДОУ, в контакте с семьей и социумом;

• по количеству участников: групповой;

• по продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта.

Дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Продолжительность проекта. Один месяц.

Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.

Темочки:

Цель проекта : создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.

Задачи проекта:

область «Социально - коммуникативное развитие»:

- формировать у детей умение соотносить свои потребности с возможностями, правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);

- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;

- воспитывать умение ценить, и бережно относиться к окружающим предметам и своим вещам, уважение к труду, как к источнику зарабатывания денег;

- воспитывать нравственные качества - ответственность, честность, аккуратность, бережливость;

- совершенствовать коммуникативные качества детей;

область «Познавательное развитие»:

- формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий;

- сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость);

- познакомить детей с основными финансово - экономическими понятиями : деньги, зарплата, банк, банковская карта, потребности, расходы;

- расширить познания об истории происхождения денег, материалах для их изготовления;

- расширить представления детей о профессиях кассира, продавца, банковского служащего.

область «Речевое развитие»:

- совершенствовать навыки диалогической и монологической речи;

- развить внимание, восприятие, наблюдательность, разные формы мышления;

- увеличить словарный запас детей;

область «Художественно – эстетическое развитие»:

- формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации, дальнейшего творческого роста;

- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

область «Физическое развитие»:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Актуальность проекта :

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги.

Основы финансовой грамотности начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Данный проект направлен на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.

Определение планируемых результатов после реализации проекта.

Для детей:

- приобретение знаний социально-экономического характера;

- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;

- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;

- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;

- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;

- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:

- участие родителей в совместной продуктивной деятельности;

- повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

- вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий.

- создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.

Для педагогов:

- повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;

- повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Определение сроков и этапов реализации педагогического проекта в конкретной возрастной группе.

Продолжительность проекта. Один месяц.

Описание планируемых мероприятий в рамках реализации проекта.

Мероприятия:

Развитие речи: Беседа «Как деньги попадают нам в дом», «Все работы хороши».

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

Беседа «История денег в России».

Составление рассказов на темы:

«Доходы и расходы моей семьи»,

«Мы ходим за покупками»,

«Что значит быть бережливым».

Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах.

Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту», «Стоимость и цена товара», «Что такое долг?».

Обсуждение ситуаций «Работать и зарабатывать».

Познавательное развитие: НОД "Почему взрослые работают?»

НОД «История возникновения денег» (просмотр презентации).

НОД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».

«Где покупают и продают разные товары».

Игровое занятие – соревнование «Мои домашние обязанности».

Рисование: «Моя будущая профессия»,

«Как я помогаю близким».

«Моя любимая игрушка».

Аппликация: «Игрушка своими руками» (для «Ярмарки поделок»).

Конструирование из бумаги с в технике оригами с элементами рисования «Кошелек».

Лепка: «Монета».

Подвижные игры: «Быстро возьми, быстро положи».

«Самый быстрый».

Дидактические игры:

Игра «Кто как работает?»

«Хочу – надо».

«Купи подарок другу».

«Кто что делает?»

«Угадай, где продаются».

«Угадай профессию».

Сюжетно-ролевая игры: «Магазин «Продукты», «Магазин игрушек».

Пальчиковые игры: «Профессии».

«Товары в магазине».

«Считаем денежки».

«Замок».

Физминутки: «Пересчет».

«Будем денежки считать».

«Клад».

«Покупки».

Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворений о труде, профессиях, пословиц и поговорок, загадывание загадок о труде, профессиях.

К. Д. Ушинский «Два плуга».

Н. Носов «Заплатка».

К. И. Чуковский «Федорино горе».

Н. Носов «Незнайка на Луне».

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».

К. Чуковский «Муха – Цокотуха».

А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике Балде».

Украинская сказка «Колосок».

Просмотр мультфильмов:

С. Михалков «Как старик корову продавал»,

«Золотая антилопа».

Работа с родителями: - Организация и проведение анкетирования «Мой ребенок и финансовая грамота».

- Проведение консультаций, оформление папок –передвижек, буклетов на тему «Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

- Создание альбома «Профессии наших родителей».

Этапы реализации проекта :

1 этап.  Подготовительный :

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (книги, интернет).

3. Опрос детей «Что я знаю о деньгах? Что такое финансы?.» (модель трех вопросов).

- Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота».

- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.

- Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме.

- Разработка (календарного плана) реализации проекта и согласование его со всеми участниками реализации проекта.

- Обогащение развивающей предметно пространственной среды в группе, необходимой для реализации проекта.

- Прогнозирование ожидаемых результатов.

2 этап. Основной (продуктивный, совместная деятельность с детьми).

Цель:

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Изучение литературы, рассматривание иллюстраций, картинок…

3. Проведение игр, бесед, просмотр презентаций, чтение произведений на развитие финансовой грамотности у детей.

С родителями (законными представителями) воспитанников (обмен опытом, участие мероприятиях, играх, выставках совместного творчества и т. д.).

1 неделя. Деятельность по осуществлению проекта.

- НОД «Почему взрослые работают?»

Игра – соревнование «Мои домашние обязанности».

Пальчиковые игры.  Подготовка информационного стенда для родителей по проекту.

Анкетирование родителей.

- Беседа «Как деньги попадают к нам в дом».

Дидактическая игра «Кто как работает?»

Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Продукты». Подготовка информационного стенда для родителей по проекту.

2 неделя. Деятельность по осуществлению проекта.

Дидактическая игра «Хочу – надо». Индивидуальные беседы по проекту.

Лепка «Монета». Индивидуальные беседы по проекту.

Выставка работ по ИЗО.

- Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Дидактическая игра «Купи подарок другу». Предложить помочь в создании РППС (распечатать деньги, принести монеты).

- НОД «История возникновения денег».

- Беседа «Все работы хороши» (на основе фото).

3 неделя. Деятельность по осуществлению проекта.

Рисование «Моя будущая профессия». Выставка работ по ИЗО.

- Беседа «Где покупают и продают разные товары».

Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах и труде. Создание альбома «Профессии наших родителей».

- Беседа «Стоимость и цена товара».

«Игрушка своими руками» (для «Ярмарки поделок»). Выставка работ по ИЗО.

- НОД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».

Просмотр мультфильмов. Консультация «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

- Беседа «Откуда берутся деньги и куда они тратятся?»

Пальчиковые игры. Предложить помочь в создании РППС.

4 неделя. Деятельность по осуществлению проекта.

- Рисование «Как я помогаю близким».

Дидактические игры «Угадай профессию?»,

- Беседа «Копим и сберегаем».

Выставка работ по ИЗО.

- Составление рассказов «Мы ходим за покупками».

- Обсуждение ситуаций «Работать и зарабатывать».

Пальчиковые игры.

Чтение художественных произведений. Выставка работ по ИЗО.

- Составление рассказов «Что значит быть бережливым?»

Рассказы детей из опыта детей «Как я ходил в магазин». Фотовыставка «Поход в магазин».

- Сюжетно – ролевая игра «Аптека».

Чтение художественной литературы.

«Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста».

- Просмотр мультфильмов.

- Конструирование из бумаги в технике оригами с элементами рисования «Кошелек». Выставка работ по ИЗО.

- Викторина с родителями и детьми «По дорогам финансовой грамотности».

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания по финансовой грамотности.

- Подведение итогов в реализации проекта.

- Презентация проекта.

4 этап. Продукт проектной деятельности.

1. Выставка работ по изо – деятельности.

2. Создание подборки стихов, потешек, загадок и т. д.  (совместно с родителями).

3. Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Презентация проекта :

Выставка детских работ.

Викторина с детьми и родителями.

Работа с родителями.

Фотоотчет.

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии по финансовой грамотности в подготовительной группе «Гномик-экономик»Фотоотчет о занятии по финансовой грамотности в подготовительной группе «Гномик-экономик» Сегодня к нам в гости пришел необычный гость-I Гномик Экономик. -Но посмотрите на него. Что случилось?Ты наверное упал?Ты сегодня умывался?.

Фотоотчет о развлечении по финансовой грамотности в подготовительной к школе группеФотоотчет о развлечении по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости,правильного представления о финансовом мире.

Фотоотчёт об игре по финансовой грамотности «Удачная покупка» в подготовительной группеФотоотчёт об игре по финансовой грамотности «Удачная покупка» в подготовительной группе Работая по долгосрочному проекту: "Финансовая грамотность, итоговым мероприятием было проведение игры на тему :"Удачная покупка", Содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Азбука финансовой грамотности» в подготовительной группе
Опубликовано: 20 февраля 2025 в 22:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Азбука финансовой грамотности» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Филиппова (УИ 406830) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД