Наталья Филиппова
Проект «Азбука финансовой грамотности» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Азбука финансовой грамотности»
Подготовительная группа
Тип проекта:
• по доминирующему методу: творческий, информационный, игровой;
• по характеру содержания: ребенок, родители;
• по характеру участия ребенка в проекте: участник;
• по характеру контактов: внутри ДОУ, в контакте с семьей и социумом;
• по количеству участников: групповой;
• по продолжительности: краткосрочный.
Участники проекта.
Дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Продолжительность проекта. Один месяц.
Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.
Темочки:
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Цель проекта : создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.
Задачи проекта:
область «Социально - коммуникативное развитие»:
- формировать у детей умение соотносить свои потребности с возможностями, правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
- воспитывать умение ценить, и бережно относиться к окружающим предметам и своим вещам, уважение к труду, как к источнику зарабатывания денег;
- воспитывать нравственные качества - ответственность, честность, аккуратность, бережливость;
- совершенствовать коммуникативные качества детей;
область «Познавательное развитие»:
- формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий;
- сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость);
- познакомить детей с основными финансово - экономическими понятиями : деньги, зарплата, банк, банковская карта, потребности, расходы;
- расширить познания об истории происхождения денег, материалах для их изготовления;
- расширить представления детей о профессиях кассира, продавца, банковского служащего.
область «Речевое развитие»:
- совершенствовать навыки диалогической и монологической речи;
- развить внимание, восприятие, наблюдательность, разные формы мышления;
- увеличить словарный запас детей;
область «Художественно – эстетическое развитие»:
- формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации, дальнейшего творческого роста;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
область «Физическое развитие»:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Актуальность проекта :
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги.
Основы финансовой грамотности начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Данный проект направлен на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.
Определение планируемых результатов после реализации проекта.
Для детей:
- приобретение знаний социально-экономического характера;
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- повышение интереса к изучению окружающего мира.
Для родителей:
- участие родителей в совместной продуктивной деятельности;
- повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
- вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий.
- создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.
Для педагогов:
- повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;
- повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Определение сроков и этапов реализации педагогического проекта в конкретной возрастной группе.
Продолжительность проекта. Один месяц.
Описание планируемых мероприятий в рамках реализации проекта.
Мероприятия:
Развитие речи: Беседа «Как деньги попадают нам в дом», «Все работы хороши».
Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»
Беседа «История денег в России».
Составление рассказов на темы:
«Доходы и расходы моей семьи»,
«Мы ходим за покупками»,
«Что значит быть бережливым».
Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах.
Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту», «Стоимость и цена товара», «Что такое долг?».
Обсуждение ситуаций «Работать и зарабатывать».
Познавательное развитие: НОД "Почему взрослые работают?»
НОД «История возникновения денег» (просмотр презентации).
НОД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».
«Где покупают и продают разные товары».
Игровое занятие – соревнование «Мои домашние обязанности».
Рисование: «Моя будущая профессия»,
«Как я помогаю близким».
«Моя любимая игрушка».
Аппликация: «Игрушка своими руками» (для «Ярмарки поделок»).
Конструирование из бумаги с в технике оригами с элементами рисования «Кошелек».
Лепка: «Монета».
Подвижные игры: «Быстро возьми, быстро положи».
«Самый быстрый».
Дидактические игры:
Игра «Кто как работает?»
«Хочу – надо».
«Купи подарок другу».
«Кто что делает?»
«Угадай, где продаются».
«Угадай профессию».
Сюжетно-ролевая игры: «Магазин «Продукты», «Магазин игрушек».
Пальчиковые игры: «Профессии».
«Товары в магазине».
«Считаем денежки».
«Замок».
Физминутки: «Пересчет».
«Будем денежки считать».
«Клад».
«Покупки».
Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворений о труде, профессиях, пословиц и поговорок, загадывание загадок о труде, профессиях.
К. Д. Ушинский «Два плуга».
Н. Носов «Заплатка».
К. И. Чуковский «Федорино горе».
Н. Носов «Незнайка на Луне».
А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».
К. Чуковский «Муха – Цокотуха».
А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике Балде».
Украинская сказка «Колосок».
Просмотр мультфильмов:
С. Михалков «Как старик корову продавал»,
«Золотая антилопа».
Работа с родителями: - Организация и проведение анкетирования «Мой ребенок и финансовая грамота».
- Проведение консультаций, оформление папок –передвижек, буклетов на тему «Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
- Создание альбома «Профессии наших родителей».
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный :
1. Планирование работы.
2. Сбор информации из разных источников (книги, интернет).
3. Опрос детей «Что я знаю о деньгах? Что такое финансы?.» (модель трех вопросов).
- Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота».
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.
- Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме.
- Разработка (календарного плана) реализации проекта и согласование его со всеми участниками реализации проекта.
- Обогащение развивающей предметно пространственной среды в группе, необходимой для реализации проекта.
- Прогнозирование ожидаемых результатов.
2 этап. Основной (продуктивный, совместная деятельность с детьми).
Цель:
1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2. Изучение литературы, рассматривание иллюстраций, картинок…
3. Проведение игр, бесед, просмотр презентаций, чтение произведений на развитие финансовой грамотности у детей.
С родителями (законными представителями) воспитанников (обмен опытом, участие мероприятиях, играх, выставках совместного творчества и т. д.).
1 неделя. Деятельность по осуществлению проекта.
- НОД «Почему взрослые работают?»
Игра – соревнование «Мои домашние обязанности».
Пальчиковые игры. Подготовка информационного стенда для родителей по проекту.
Анкетирование родителей.
- Беседа «Как деньги попадают к нам в дом».
Дидактическая игра «Кто как работает?»
Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Продукты». Подготовка информационного стенда для родителей по проекту.
2 неделя. Деятельность по осуществлению проекта.
Дидактическая игра «Хочу – надо». Индивидуальные беседы по проекту.
Лепка «Монета». Индивидуальные беседы по проекту.
Выставка работ по ИЗО.
- Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Дидактическая игра «Купи подарок другу». Предложить помочь в создании РППС (распечатать деньги, принести монеты).
- НОД «История возникновения денег».
- Беседа «Все работы хороши» (на основе фото).
3 неделя. Деятельность по осуществлению проекта.
Рисование «Моя будущая профессия». Выставка работ по ИЗО.
- Беседа «Где покупают и продают разные товары».
Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах и труде. Создание альбома «Профессии наших родителей».
- Беседа «Стоимость и цена товара».
«Игрушка своими руками» (для «Ярмарки поделок»). Выставка работ по ИЗО.
- НОД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».
Просмотр мультфильмов. Консультация «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
- Беседа «Откуда берутся деньги и куда они тратятся?»
Пальчиковые игры. Предложить помочь в создании РППС.
4 неделя. Деятельность по осуществлению проекта.
- Рисование «Как я помогаю близким».
Дидактические игры «Угадай профессию?»,
- Беседа «Копим и сберегаем».
Выставка работ по ИЗО.
- Составление рассказов «Мы ходим за покупками».
- Обсуждение ситуаций «Работать и зарабатывать».
Пальчиковые игры.
Чтение художественных произведений. Выставка работ по ИЗО.
- Составление рассказов «Что значит быть бережливым?»
Рассказы детей из опыта детей «Как я ходил в магазин». Фотовыставка «Поход в магазин».
- Сюжетно – ролевая игра «Аптека».
Чтение художественной литературы.
«Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста».
- Просмотр мультфильмов.
- Конструирование из бумаги в технике оригами с элементами рисования «Кошелек». Выставка работ по ИЗО.
- Викторина с родителями и детьми «По дорогам финансовой грамотности».
3 этап. Заключительный
Цель: обобщить полученные детьми знания по финансовой грамотности.
- Подведение итогов в реализации проекта.
- Презентация проекта.
4 этап. Продукт проектной деятельности.
1. Выставка работ по изо – деятельности.
2. Создание подборки стихов, потешек, загадок и т. д. (совместно с родителями).
3. Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
Презентация проекта :
Выставка детских работ.
Викторина с детьми и родителями.
Работа с родителями.
Фотоотчет.