Татьяна Нестерцова
Эссе «Специфика и методы моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы, когда возросло количество детей с речевыми нарушениями, я в своей практике начала искать и активно применять различные уже известные и новые методы для улучшения качества коррекционной работы по устранению речевых нарушений устной речи.
Актуальность использования массажа.
Не для кого не секрет, что успех занятий с логопедом, дефектологом во многом зависит от их раннего начала и систематичности. В связи с этим я начала работать с детьми раннего дошкольного возраста (3,6 - 4 лет).
Публикация «Эссе „Специфика и методы моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения“» размещена в разделах
И моей первоначальной задачей стоит побороть страх у маленького ребенка перед логомассажем, т. к. при логомассаже присутствуют неприятные, а иногда болевые ощущения.
После того, когда малыш понял, что ему не сделают больно, дают возможность передохнуть, меняют виды массажа, можно увеличить и время проведения всех видов массажа.
Самое главное в методике массажа — последовательность, огромное терпение и систематичность.
Я разработала наиболее эффективную, для своей работы,схему проведения индивидуальных занятий.
Спецификой моей работы является сочетание дифференцированного (ручного) массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры, артикуляционной гимнастики и Су-Джок терапии (массаж рук специальным шариком и колечками Су-Джок).
Логопедический массаж — метод активного механического воздействия, который улучшает состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов, тканей периферического речевого аппарата.
Часто дефектологи, логопеды сталкиваются с трудностями при подготовке и постановке звуков у детей с тяжелыми речевыми нарушениями. А разные виды массажа дают отличный результат в оптимально короткий сроки,при систематический занятиях логопеда и родителей, увидеть и услышать динамику в улучшении звукопроизношения.
Я провожу массаж на всех этапа коррекционной работы, считаю, что он необходим для эффективности логопедического воздействия.
Вместе с массажем проводится комплекс артикуляционной гимнастики статических и динамических упражнений.
Физиологическое действие.
Массаж оказывает благоприятной физиологическое воздействие на организм. Лицо человека снабжено кровеносными и лимфатическими сосудами, нервными окончаниями, мышцами. Поверхность кожи неразрывна связана с центральной нервной системой.
При массаже воздействие оказывается не только на кожу, мышцы, сосуды, но и на состояние ЦНС.
Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус мышц при спастичности и, наоборот, повысить его при вялом парезе артикуляционной мускулатуры и помочь в координированных движений органов артикуляции.
Цели массажа нормализовать мышечный тонус общей, мимической и артикуляционной мускулатуры и уменьшить проявление парезов, параличей мышц артикуляционного аппараты.
Другой моей находкой стало внедрение «Су-Джок» терапии в коррекционные занятия. В результате улучшилась общая и мелкая моторика рук, координация речи с движениями, повысился интерес к таким занятиям.
«Су-Джок» терапия благоприятно воздействует на весь организм в целом.
Актуальность использования массажера «Су-Джок» на коррекционных занятиях, состоит в том, что для детей особенно младшего возраста, имеющим речевые нарушения характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. А массаж «Су-Джок» вызывает интерес и помогает решить проблему.
На своих занятиях я чередую логомассаж — массаж массажером «Су-Джок» — артикуляционную гимнастику!
Детям очень нравится массировать ладони, пальцы, что оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, способствует развитию речи.
Для меня было важным фактом, что «Су-Джок» не имеет вредных и побочных действий, не имеет противопоказаний, прост и понятен в использовании.
Ведь главное в работе не навредить!
Достоинствами «Су-Джок» массажа являются эффективность, безопасность и универсальность.
На ладони находится множество биологически активных точек, стимуляция их происходит с помощью массажа специальным шариком.
В шарике есть эластичные колечки, массаж которыми стимулирует работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а так же каждый палец кисти и стопы. Эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей эластичным кольцом.
По теории «Су-Джок» воздействие на точки головного мозга — это верхние фаланги пальцев, можно стимулировать зону Вернике и зону Брока, тем самым речевое развитие.
Вариативность использования в коррекционной работе различных методов и приемов помогает сократить время работы по устранению речевых нарушений, а также более эффективны и интересны в работе логопедов и дефектологов.
Список литературы
Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/ Д:Феникс, 2009.
Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия. - М., 2006.
Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 3- е изд., перераб. и доп. - М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. - 680 с. - (Коррекционная педагогика).
Лопатина Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». - С. - Пб., 2000.
Пак Чжэ Ву. Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии. М., 2009.
Поваляева М. А. : Справочник логопеда — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
Филичева Т. Б., Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. Основы логопедии - М. : 1989.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
Хватцев М. Е. Логопедия. - М. : 1959.