Рязанова Галина
Актуальные аспекты осуществления психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальные аспекты осуществления психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании
«Помогая преодолеть барьеры тем, кому сложно сделать это в одиночку,
мы делаем мир доступным для всех».
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в образовательных учреждениях делает возможным оказание необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, обеспечение родителей консультативной поддержкой.
Публикация «Актуальные аспекты осуществления психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании» размещена в разделах
При этом нельзя не учитывать, что особенности детского контингента должны иметь отражение в психолого-педагогическом сопровождении общения всех членов детского коллектива, так как на сегодняшний день еще проявляется неготовность общества к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть, наличие отрицательных социальных установок по отношению к детям с проблемами в развитии. С помощью правильно подобранных методов обучения и воспитания педагог может и должен развеять опасения многих родителей, что инклюзия понизит качество обучения их детей, и забота о детях с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться в ущерб заботе об остальных детях. Этого можно достичь путем четкого планирования деятельности педагогов, работающих в инклюзивной группе. Такой подход ведет к реализации целей обновленного содержания образования, подбору эффективных методов и приемов обучения в организации процесса образования. Это должны быть очень гибкие методы, которые педагог может использовать с разными подгруппами и в разных условиях.
Не стоит забывать, что основным видом деятельности у всех, без исключения, дошкольников является игра, в которую педагог может и должен объединять детей. Включение в совместную деятельность будет способствовать формированию гуманного отношения, желания помогать друг другу, общаться. Таким образом, удастся избежать неадекватного восприятия нормально развивающимися детьми сверстников с ограниченными возможностями здоровья, что является основной задачей в данном аспекте. А педагог выступит в роли не только транслятора знаний, но и организатора и старшего участника непосредственно образовательной деятельности детей.
Для успешного осуществления инклюзивного образования необходимо четко спланированное тесное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, а именно, сотрудничество педагогов-специалистов образовательного учреждения как с семьями детей с ограниченными возможностями, так и с родителями нормально развивающихся детей, то есть, организация психолого-педагогического просвещения, направленного на изменение у всех участников учебно-воспитательного процесса стереотипов по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Это, несомненно, будет способствовать наиболее успешной психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же педагоги инклюзивной группы при организации взаимодействия с родителями должны использовать такие формы работы, которые позволят родителям увидеть, что взаимодействие нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, влияет положительно на всех участников образовательного процесса. Это могут быть открытая образовательная деятельность, или просто организованная сюжетно-ролевая игра, способствующая воспитанию у детей толерантного отношения друг другу. Игра может быть организована с привлечением в нее родителей, чтобы они смогли правильно организовать и развивать игровые сюжеты в домашних условиях, что даст возможность родителям лучше понять своего ребенка.
Индивидуальная работа с семьями детей с особыми потребностями играет немаловажную роль, педагог должен тесно контактировать с каждой семьей и оказывать консультативную помощь с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
Нельзя забывать и о традиционных родительских собраниях, организованных в форме круглого стола. Именно на них, при профессиональной помощи педагогов семьи смогут конструктивно пообщаться, получить необходимую информацию и поддержку.
При правильно организованном сотрудничестве всех участников воспитательно-образовательного процесса задачи обучения и воспитания в данном аспекте психолого-педагогического сопровождения, будут решены.
Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в образовательные учреждения, но и специфика организации педагогического процесса. Как только идеология инклюзии будет понята и принята всеми членами общества, решатся и другие проблемы, как следствие, система заработает эффективно.