Ксения Румянцева
Специальные условия получения образования в ДОУ детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Специальные условия получения образования в ДОУ детьми с тяжелыми нарушениями речи
1. Организационное обеспечение
Направления организационного обеспечения:
Нормативно правовое обеспечение
Локальные акты образовательной организации :
Нормативно-правовые документы:
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
Темочки:
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Извлечения из Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Извлечения из «Федеральной целевой программы развития образования
на 2011 - 2015 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва
"Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Локальные акты ДОУ:
Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения
Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования (с родителями/законными представителями)
Согласие родителей (законных
представителей) ребенка-инвалида на реализацию индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида
Договор с профильными специалистами на оказание услуг ребенку-инвалиду и его родителям (законным представителям)
Договор с ПМПК
2 Организация медицинского обслуживания
Договор с профильными специалистами на оказание услуг ребенку-инвалиду и его родителям (законным представителям)
-невролог
-дефектолог
-логопед
-психо-невролог
3 Организация питания
Без изменений по основному меню детского сада
4 Организация взаимодействия с родителями
Договор детского сада с родителями
II. Материально-техническая база общеобразовательного учреждения
Адаптация образовательной среды (адаптация среды для детей с тяжелыми нарушениями речи) :
Общее пространство детского сада:
Для всех без изменений
Пространство группы детского сада:
Пространство группы должно позволять вмещать достаточное количество наглядного (графического материала)
Специальное оборудование и дидактическое обеспечение
Группы должны обязательно быть оснащены достаточным количеством наглядного материала и мультимедийной аппаратурой (интерактивная доска, проектор, компьютер c выходом в Internet, средства для хранения и переноса информации (USB накопители, принтер, сканер) и телевизором.
Интерактивные технические средства обучения:
дидактические пособия, построенные на полисенсорной основе и использующие необходимые для детей с ТНР возможности зрительной и слуховой наглядности, а также пробуждающие познавательный интерес ребенка;
обучающие компьютерные игры, используемые ребенком под руководством специалиста для отработки формируемых умений и навыков, а также для требуемого детям с ТНР мотивированного многократного повторения материала в разных вариациях;
специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования у детей с ТНР первоначальных умений и навыков. В качестве необходимых расходных материалов для индивидуального пользования используются USB-накопители, CD-диски и DVD-диски для хранения и переноса информации.
Использование большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого в поле зрения детей необходимы специально оборудованные места : ковролиновые и / или магнитные доски, фланелеграфы и др.
III. Психолого-педагогическое обеспечение
3.1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программы:
1 Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №
Учебно-дидактическое обеспечение:
«Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» : Авторы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева. -ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.-352 с.
2 Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Учебно-дидактическое обеспечение:
«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет»
Автор: Нищева Н. В. -СПБ. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 г.
(Учтены концептуальные положения программ)
Для разработки Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательная программа, включающей индивидуальный учебный план можно использовать следующие программы и учебно-методические комплексы:
3 Парциальная программа
«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»
Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). Составители: Г. А. Каше, Т. Б. Филичева.
«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием». Авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина
4 Парциальная программа
Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Составитель С. А. Миронова.
Направления коррекционной работы
Направления коррекционной работы:
1 Коррекция нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы
Учебно-методическое обеспечение
«Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы)». Составители: Г. А. Каше, Т. Б. Филичева.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (для старшей группы). Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в
помощь логопедам и родителям для
преодоления лексико-грамматического
недоразвития речи у дошкольников с ОНР. -СПб. : Детство-Пресс, 2005.
Татьяна Ткаченко: Фонематическое
восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь (Книголюб, 2007 г.) Адресовано логопедам, воспитателям и родителям для коррекционной работы с детьми 4-6 лет, имеющими разный уровень речевого развития: от лепетной речи и практически фонематического восприятия нулевого порога до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.
Может использоваться при групповых и индивидуальных формах обучения.
2 Коррекция фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина
Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Программа логопедической работы в ДОУ. Авторы: Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, Л. Б. Баряева.
Программа коррекционно-развивающей
работы в младшей логопедической группе детского сада. Автор Н. В. Нищева
Программа коррекционно-развивающей
работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Автор Н. В. Нищева. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. -СПб. : Детство-Пресс, 2ОО5- Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5~7 лет с ОНР (4 альбома). - М. : М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.
Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние
задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома). -
М. : М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. Цель данного пособия состоит в том, чтобы
помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми.
3 Формирование связной речи
Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Авторы: Т. Е. Филичева, Г. В. Чиркина.
Учим говорить правильно (учебно-методический комплект). Автор Т. А. Ткаченко.
Программа логопедической работы в ДОУ. Авторы: Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, Л. Б. Баряева.
Программа коррекционно-развивающей
работы в младшей логопедической группе детского сада. Автор Н. В. Нищева
Программа коррекционно-развивающей
работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Автор Н. В. Нищева.
Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома). -М. : М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми
Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома). -М. : М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми.
4 Развитие коммуникативных навыков
Речецветик (парциальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольника). Автор Г. А. Ванюхина.
5 Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма
Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Программа предназначена для обучения и воспитания детей с 2-3 уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом
Учим говорить правильно (учебно-методический комплект). Автор Т. А. Ткаченко.
Токарева О. А. «Расстройство чтения и письма (дислексия, дисграфия) Под ред, С. С. Лебединского
«Нарушение процесса чтения у детей» Авт. : Лалаева Р. И.
«Нарушение письма у детей с недоразвитием речи» Авт. : Левина Р. Е.
3.2. Психолого-педагогическое сопровождение
Направления работы :
1 Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках Психолого-медикопедагогического консилиума или специалистами психолого-педагогического медико-социального центра или Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. ФГОС. Карасёва Е. Г.
Инклюзивное образование. Выпуск 4 / Методические рекомендации по организации инклюзивного
программно-методическое обеспечение:
Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. ФГОС. Карасёва Е. Г.
Инклюзивное образование. Выпуск 4 / Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду/ Москва. Центр «Школьная книга»,2010
2 Сопровождение тьютором по рекомендациям ПМПК «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное образование. МГППУ. 2012
программно-методическое обеспечение:
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное образование. МГППУ. 2012
3 Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования и др.
Программно-методическое обеспечение:
«Коммуникация. Развивающее общение с детьми 3-4 лет» (авт. А. Г. Арушанова, Р. А,Иванкова, Г. С. Рычагова)
«Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и свер стниками» (авт. Шипицина, О. В. Защиринская и др.)
«Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Старш. гр. (авт. Бойко)
«Я-ты-мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. : О. Л. Князева. -М. : Мозаика-Синтез, 2003.-168 с.
4 Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых навыков
Программно-методическое обеспечение:
Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004г.
Методические рекомендации «От слова к фразе» (авт. Новикова- Иванцова Т. Н., специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад v вида № 1708 2011 г Книга 1,2,3
Нищева Н. В. Играйка 7. Собирайка: Игры и упражнения для развития речи, мышления, тонкой моторики детей среднего и старшего дошкольного возраста / Худ. О. Н. Капустина. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 8 с. : цв. вкл.
Нищева Н. В.
Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. - СПб. :
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-240 с. — (Кабинет логопеда). ISBN 978-5-89814-371-8
5 Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи
Программно-методическое обеспечение:
«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет»
Автор: Нищева Н. В. -СПБ. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 г.
Кадровое обеспечение образовательного процесса ребенка с тяжелым нарушением речи :
Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее 72 часов :
-воспитатель
-дефектолог
-логопед
-психолог