Департамент труда и социальной защиты
Специалисты реабилитационных центров помогают маленьким москвичам с особенностями развития
▼ Скачать + Заказать документы
С первых дней жизни дети с особенностями развития и их родители могут получить комплексную поддержку в городской службе ранней помощи, где с семьей занимается мультидисциплинарная команда специалистов. Сотрудники столичных реабилитационных центров рассказывают, как в службе ранней помощи детям помогают сделать первые шаги и произнести первые слова.
Публикация «Специалисты реабилитационных центров помогают маленьким москвичам с особенностями развития» размещена в разделах
Семья Ксюши впервые обратилась в службу ранней помощи Центра реабилитации инвалидов «Бутово», когда девочке было десять месяцев. Родителей беспокоило, что ребенок не сидит, не ползает, не встает, не фиксирует взгляд и не проявляет интерес к игрушкам. Подключившись к работе с семьей, междисциплинарная команда специалистов отметила и другие ограничения в развитии ребенка: малышка слабо реагировала на звуки, не подражала простым действиям взрослых.
Почти два года семья пользуется услугами службы ранней помощи. Ксения проходит курсы комплексной реабилитации, куда входят физиотерапия и лечебная физкультура, и посещает занятия по развитию мобильности, навыков общения и речи, специалисты помогают в развитии познавательной активности ребенка.
За время работы мультидисциплинарной команды с семьей девочка научилась ходить, стала фиксировать взгляд, проявлять интерес к окружающему миру, подражать взрослым, в речи ребенка появились первые слова.
«Таких результатов удалось добиться только благодаря партнерству специалистов с семьей девочки. Родители выполняли все рекомендации экспертов и активно встраивали обучающие возможности в обычную жизнь», – отметила Екатерина Красавина, специалист Центра комплексной реабилитации инвалидов «Бутово».
В службу ранней помощи обратились мама и папа Киры, у которой диагностировано расстройство аутистического спектра. Родители были обеспокоены и растеряны. Девочка не откликалась на имя, много и громко плакала, отказывалась ходить самостоятельно, ее сложно было чем-то заинтересовать. Обучающие сессии для малышки проводили логопед, дефектолог, педагог-психолог, специалист по двигательному развитию. Занятия помогли развить речь, коммуникативные навыки и познавательную активность ребенка.
Специалисты работали не только с Кирой, но и с ее семьей. Психолог службы ранней помощи провела занятия для мамы и папы девочки.
«На первой консультации моя задача – оказать психологическую помощь родителям ребенка. Необходимо дать возможность людям выразить эмоции: печаль, обиду, злость, раздражение, стыд, вину. Сдерживание этих чувств отнимает много энергии и сил, мешает жить и заботиться о ребенке», – говорит Анастасия Кондратьева, психолог Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой.
Специалист также помогла маме определить ее индивидуальные источники жизненных сил. Для одних это может быть частичный выход на работу, для других – занятия спортом или творческим хобби, для третьих – общение с подругами или прогулки на свежем воздухе.
Оказывая поддержку родителям, психолог параллельно наблюдала за Кирой – как малышка играет и общается с мамой. На основе этих наблюдений психолог составила программу развития ребенка, которая реализуется и планомерно корректируется на занятиях.
Мама Тимура обратилась в службу ранней помощи Комплексного реабилитационно-образовательного центра в октябре прошлого года. У мальчика были проблемы с речью, чувствительность к громким звукам, ребенок избегал зрительного контакта и не проявлял интерес к общению с другими людьми. Мама Тимура понимала, что для правильной работы с ним необходима профессиональная помощь, поэтому обратилась к специалистам КРОЦ.
С семьей начали работать инструктор по адаптивной физкультуре, дефектолог и логопед. Благодаря всесторонней поддержке специалистов центра Тимур вскоре стал более усидчивым и внимательным. Он начал воспринимать обращенную к нему речь, научился ориентироваться на интонации, жесты и визуальные подсказки.
Мальчик перестал бояться громких звуков и теперь с удовольствием участвует во всех музыкальных и танцевальных конкурсах. Речь у Тимура значительно улучшилась – он начал произносить более разнообразные звуки. Специалисты отметили, что у ребенка большой потенциал и он очень любознателен. Мама видит положительные изменения в поведении сына.
Скоро Тимур пойдет в детский сад.
Воспользоваться услугами службы ранней помощи могут московские семьи с детьми с особенностями развития в возрасте от рождения до трех лет. Для этого нужно оставить на сайте заявку, после чего с родителями свяжется персональный координатор, который будет на всех этапах сопровождать семью. Услуги предоставляются бесплатно в учреждениях Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
В системе соцзащиты Москвы восемь реабилитационно-образовательных и десять реабилитационных центров, в которых дети и взрослые с инвалидностью проходят комплексную реабилитацию. Подробнее о работе каждого центра можно узнать на сайте.