Акматова Айнура Асанкуловна
Организация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития малышей. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Публикация «Организация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУ» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2020
Современная педагогика исходит из того, что учет региональной специфики является неотъемлемым компонентом современного образования. Обучение в региональном компоненте строится на основе уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.
С целью внедрения национально-регионального компонента в Программу МКДОУ №491 творческой группой педагогов ДОУ разработаны и реализовываются на протяжении трех лет адаптированные программы по трем направлениям – два познавательное, одно физическое развитие. Познавательное развитие: «Экология в детском саду, на основе программы «Юный эколог», «Основы безопасности детей дошкольного возраста, на основе парциальной программы Р. Б. Стеркиной, Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой». Физическое развитие: «Здоровье дошкольников» - авторская программа коллектива ДОУ, которые направлены на воспитание и обучение детей 3-7 лет в условиях дошкольной общеобразовательной организации, с учетом специфики национальных и социокультурных условий.
Использование регионального компонента, как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном - творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы.
4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.
Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность.
Чтобы поддержать у ребёнка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные условия.
К объективным условиям относятся:
а) Внутренние побудительные силы, приводящие в движение духовные и умственные возможности детей.
б) Это удовлетворение, соответствующее эстетическим вкусам, значимость деятельности.
в) Индивидуальные особенности ребёнка, впечатления и восприимчивость.
К субъективным условиям относится:
а) Личность воспитателя.
б) Предметно-развивающая среда.
Всё это учитывалось в разработке региональной программ и её реализации.
В каждой возрастной группе, а их 14, созданы все условия для планомерной реализации программ. Более, того все педагоги, были разделены на группы для организации и оформления вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУ, по данным направлениям, в которых собран материал в доступной форме для каждого ребенка, педагога и родителя. Материал обновляется с периодичностью согласно запланированным мероприятиям, а также возрасту воспитанников, сезона. Центры оснащены дополнительной литературой и игровыми пособиями, авторскими разработками педагогов не только для коллектива ДОУ и детей, но и с целью, чтобы родители воспитанников были непосредственными участниками реализации регионального компонента наравне со своими детьми.
Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.
Педагоги используют различные формы работы направленные на вовлечение родителей в образовательный процесс: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок совместных поделок детей и родителей, участие родителей на детских концертах и праздниках. Однако необходимо шире использовать нетрадиционные формы работы с родителями, что в принципе мы и делаем с коллективом педагогов нашего образовательного учреждения.
Физическое развитие: «Здоровье дошкольников» - авторская программа коллектива ДОУ
Познавательное развитие: «Основы безопасности детей дошкольного возраста, на основе парциальной программы Р. Б. Стеркиной, Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой».
Познавательное развитие: «Экология в детском саду, на основе программы «Юный эколог».
Реализация регионального компонента в развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС, а значит, ребенок будет обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Вариативность и содержание таких центров напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой родине.
Спасибо за внимание!