Получи документы

Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот

Департамент труда и социальной защиты
Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот
▼ Скачать + Заказать документы

2243370-11

Ребятам из центров содействия семейному воспитанию важно как можно быстрее адаптироваться к социуму, раскрыться и найти себя. Подготовиться к взрослой самостоятельной жизни помогают самые разные технологии: спорт, творчество, индивидуальная и групповая работа с психологами. В нашем материале мы расскажем о двух нестандартных методиках — гардено- и глинотерапии.

Публикация «Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот» размещена в разделах

Практически в каждом столичном центре для детей-сирот есть свой огород. Это может быть теплица с грядками на территории или несколько ящиков с рассадой на подоконнике, но масштаб здесь вовсе не важен. Ценно то, что ухаживать за растениями помогают дети, для которых это не просто развлечение, а целая реабилитационная практика. В психологии это называется гарденотерапия.

В Центре содействия семейному воспитанию «Центральный» воспитатель Елена Токмакова реализует на участке своей дошкольной группы проект «Огород круглый год».

«Сначала привезли готовую рассаду. Мы вместе с детьми ее посадили, ухаживали, поливали, радовались первому урожаю. Из него наши повара делали салаты, жарили кабачковые и тыквенные оладьи. В этом году решили продолжить работу, но уже с собственной рассадой», — рассказывает педагог.

Дети вместе с воспитателями задолго до начала сезона разбили огород прямо на подоконнике: высадили семена и стали наблюдать за их ростом. «Ребята с большим желанием помогали ухаживать за растениями, переживали, что долго ничего не всходит. А потом мы все вместе опять высаживали рассаду в грядки на открытом воздухе», — говорит Елена. Чтобы было видно, что где растет, она смастерила из фанеры таблички и нарисовала на них яркие картинки. Это помогло детям быстрее запомнить названия овощей, которые есть на их собственном огороде.

Ребята постоянно рассматривают тематические иллюстрации, слушают сказки, вместе с педагогами рисуют и лепят из пластилина овощи. «Ежедневные наблюдения за ростом растений вкупе с другой работой помогают закреплять знания, а также стимулируют у ребенка интерес к исследовательской деятельности», — отмечает Елена Токмакова.

2243370-11

В Центре содействия семейному воспитанию «Юнона» тоже есть свой огород — теплица, где малыши помогают выращивать урожай, параллельно совершенствуя физические и социальные навыки. «Ребята все лето заботятся о рассаде: нужно порыхлить землю тяпкой, полить, убрать сорняки. Все это не так просто для наших особенных воспитанников, но очень нужно и важно для тренировки мышц, хватательных движений и гибкости пальцев», — отмечает воспитатель центра Светлана Кокшаева.

А в центре «Наш дом», где тоже обустроена теплица, отмечают еще один позитивный эффект методики. «Дети начали уверенно различать виды растений. Теперь ребята знают, какие блюда можно приготовить из разных овощей и фруктов», — отмечает воспитатель Светлана Гуртученко.

Если в случае с младшими воспитанниками гарденотерапия — это скорее способ развития физических и социальных навыков, то для ребят старшего возраста она выступает еще и в качестве профориентационной методики. В центре «Спутник», например, активно реализуется проект «Теплица нашего двора».

В рамках проекта дети учились работать с семенами и рассадой овощных культур, попробовали сами вырастить огурцы, помидоры, лук, укроп, петрушку и редис. А для получения необходимых знаний даже ездили на экскурсию на тепличный комбинат ЗАО «Матвеевское». «Это был интересный опыт. Я поняла, что одного желания получить урожай недостаточно. На результат могут повлиять разные внешние факторы, например, непогода», — делится впечатлениями об участии в проекте воспитанница Галя.

В центре «Алые паруса» теоретической подготовке ребят в вопросах садоводства тоже уделяют большое внимание. «Зимой смотрим тематические фильмы, в преддверии весны начинаем сеять в горшки и ящички семена трав и цветов, после высаживаем их в клумбы и вазоны. Ухаживаем за рассадой и посадками в течение всего года. Например, часть земляничных кустов мы пересаживаем в горшки и заносим в помещение. Малыши кругами ходят вокруг и ждут созревания плодов. Это очень забавно и трогательно», — рассказывает 15-летний Анатолий.

Два года назад в «Алых парусах» благодаря поддержке волонтеров и педагогов появилась аптекарская грядка, где ребята выращивают несколько сортов мяты, аптечную ромашку, чистотел, землянику, душицу, параллельно изучая возможности использования лекарственных трав. «Аромат от грядки изумительный! Занятия с растениями наполняют детей положительными эмоциями, дают им чувство сопричастности, нужности и важности», — поясняет старший воспитатель Татьяна Семенова.

Найти гармонию за гончарным кругом

Помимо гарденотерапии во многих столичных центрах для детей-сирот широко используется популярный в мире метод глинотерапии. Регулярные занятия с этим материалом оказывают благоприятное воздействие на эмоциональное состояние ребят.

По словам арт-педагогов, работая с глиной, дети не просто учатся мастерить игрушки, посуду или причудливые украшения. Самое главное, что через творчество они получают такие важные навыки, как усидчивость, сосредоточенность, умение находить нестандартные подходы к решению сложных задач. «Для ребят с ментальными нарушениями занятия с глиной очень полезны и терапевтичны — этот материал способен снимать мышечные зажимы, развивать моторику рук и координацию движений, снижать эмоциональное напряжение и тревожность», — отмечает руководитель студии керамики Центра «Юнона» Лилия Тарасова.

2243370-11

По ее словам, в процессе взаимодействия с глиной у детей естественным образом массируются активные точки на ладошках и пальцах, развиваются сенсорные ощущения. А сам ребенок раскрепощается, эмоционально разряжается. «А еще занятия дают возможность самовыражения, повышают самооценку, дарят чувство удовлетворения. Готовая работа для ребенка — наглядная демонстрация его способностей. Свои шедевры дети бережно хранят, дарят друзьям, воспитателям, волонтерам», — продолжает специалист.

Некоторые воспитанники, посещающие творческие занятия по лепке и гончарному делу, настолько преуспевают в этом, что побеждают на конкурсах. Совсем недавно, например, воспитанник Лилии Тарасовой Никита получил диплом победителя всероссийского смотра «Космическая одиссея» с поделкой «Кот-космонавт».

При этом занятия глинотерапией важны и полезны не только для малышей, но и для подростков, которым такая практика даже помогает пережить эмоциональный шторм переходного возраста. «Глина высвобождает негативные эмоции, и в результате появляется внутренняя гармония», — поясняет педагог-психолог центра «Наш дом» Клавдия Нехонова.

На заметку

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Публикации по теме:

Арттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениямиАрттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениями Данная тема несёт в себе здоровьесберегающие технологии и принципы доступной среды для инвалидов. Как художник, педагог, часто рассматриваю.

Фотоотчет «Конкурс театральных центров»Фотоотчет «Конкурс театральных центров» Почему театр так важен в жизни ребёнка? Большую часть времени дети проводят в детском саду. Театрализация - это разновидность игровой.

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа.

Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Стихотворения на тему «Помогают или нет, нам компьютер, интернет» для детей от 4 до 11 лет Здравствуйте уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. Эта публикация имеет целью проанализировать пользу и вред, которые несёт.

Участие в акции «Твори добро» для центров социальной помощиУчастие в акции «Твори добро» для центров социальной помощи В преддверии праздника Международного женского дня 8 марта с дошкольниками подготовительной группы продолжили участие в городской акции.

Занятие для детей 5–6 лет «Весенняя йога. Применение методики О. В. Журавской»Занятие для детей 5–6 лет «Весенняя йога. Применение методики О. В. Журавской» Цели и задачи: закрепить знания детей о согласных и гласных звуках. При помощи Йога - азбуки развить гибкость, улучшить координацию, освоить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот
Опубликовано: 21 июля 2022 в 09:32
+240Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот» (включая файлы) размещена пользователем Департамент труда и социальной защиты в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД