Департамент труда и социальной защиты
Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Ребятам из центров содействия семейному воспитанию важно как можно быстрее адаптироваться к социуму, раскрыться и найти себя. Подготовиться к взрослой самостоятельной жизни помогают самые разные технологии: спорт, творчество, индивидуальная и групповая работа с психологами. В нашем материале мы расскажем о двух нестандартных методиках — гардено- и глинотерапии.
Публикация «Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот» размещена в разделах
Практически в каждом столичном центре для детей-сирот есть свой огород. Это может быть теплица с грядками на территории или несколько ящиков с рассадой на подоконнике, но масштаб здесь вовсе не важен. Ценно то, что ухаживать за растениями помогают дети, для которых это не просто развлечение, а целая реабилитационная практика. В психологии это называется гарденотерапия.
В Центре содействия семейному воспитанию «Центральный» воспитатель Елена Токмакова реализует на участке своей дошкольной группы проект «Огород круглый год».
«Сначала привезли готовую рассаду. Мы вместе с детьми ее посадили, ухаживали, поливали, радовались первому урожаю. Из него наши повара делали салаты, жарили кабачковые и тыквенные оладьи. В этом году решили продолжить работу, но уже с собственной рассадой», — рассказывает педагог.
Дети вместе с воспитателями задолго до начала сезона разбили огород прямо на подоконнике: высадили семена и стали наблюдать за их ростом. «Ребята с большим желанием помогали ухаживать за растениями, переживали, что долго ничего не всходит. А потом мы все вместе опять высаживали рассаду в грядки на открытом воздухе», — говорит Елена. Чтобы было видно, что где растет, она смастерила из фанеры таблички и нарисовала на них яркие картинки. Это помогло детям быстрее запомнить названия овощей, которые есть на их собственном огороде.
Ребята постоянно рассматривают тематические иллюстрации, слушают сказки, вместе с педагогами рисуют и лепят из пластилина овощи. «Ежедневные наблюдения за ростом растений вкупе с другой работой помогают закреплять знания, а также стимулируют у ребенка интерес к исследовательской деятельности», — отмечает Елена Токмакова.
2243370-11
В Центре содействия семейному воспитанию «Юнона» тоже есть свой огород — теплица, где малыши помогают выращивать урожай, параллельно совершенствуя физические и социальные навыки. «Ребята все лето заботятся о рассаде: нужно порыхлить землю тяпкой, полить, убрать сорняки. Все это не так просто для наших особенных воспитанников, но очень нужно и важно для тренировки мышц, хватательных движений и гибкости пальцев», — отмечает воспитатель центра Светлана Кокшаева.
А в центре «Наш дом», где тоже обустроена теплица, отмечают еще один позитивный эффект методики. «Дети начали уверенно различать виды растений. Теперь ребята знают, какие блюда можно приготовить из разных овощей и фруктов», — отмечает воспитатель Светлана Гуртученко.
Если в случае с младшими воспитанниками гарденотерапия — это скорее способ развития физических и социальных навыков, то для ребят старшего возраста она выступает еще и в качестве профориентационной методики. В центре «Спутник», например, активно реализуется проект «Теплица нашего двора».
В рамках проекта дети учились работать с семенами и рассадой овощных культур, попробовали сами вырастить огурцы, помидоры, лук, укроп, петрушку и редис. А для получения необходимых знаний даже ездили на экскурсию на тепличный комбинат ЗАО «Матвеевское». «Это был интересный опыт. Я поняла, что одного желания получить урожай недостаточно. На результат могут повлиять разные внешние факторы, например, непогода», — делится впечатлениями об участии в проекте воспитанница Галя.
В центре «Алые паруса» теоретической подготовке ребят в вопросах садоводства тоже уделяют большое внимание. «Зимой смотрим тематические фильмы, в преддверии весны начинаем сеять в горшки и ящички семена трав и цветов, после высаживаем их в клумбы и вазоны. Ухаживаем за рассадой и посадками в течение всего года. Например, часть земляничных кустов мы пересаживаем в горшки и заносим в помещение. Малыши кругами ходят вокруг и ждут созревания плодов. Это очень забавно и трогательно», — рассказывает 15-летний Анатолий.
Два года назад в «Алых парусах» благодаря поддержке волонтеров и педагогов появилась аптекарская грядка, где ребята выращивают несколько сортов мяты, аптечную ромашку, чистотел, землянику, душицу, параллельно изучая возможности использования лекарственных трав. «Аромат от грядки изумительный! Занятия с растениями наполняют детей положительными эмоциями, дают им чувство сопричастности, нужности и важности», — поясняет старший воспитатель Татьяна Семенова.
Найти гармонию за гончарным кругом
Помимо гарденотерапии во многих столичных центрах для детей-сирот широко используется популярный в мире метод глинотерапии. Регулярные занятия с этим материалом оказывают благоприятное воздействие на эмоциональное состояние ребят.
По словам арт-педагогов, работая с глиной, дети не просто учатся мастерить игрушки, посуду или причудливые украшения. Самое главное, что через творчество они получают такие важные навыки, как усидчивость, сосредоточенность, умение находить нестандартные подходы к решению сложных задач. «Для ребят с ментальными нарушениями занятия с глиной очень полезны и терапевтичны — этот материал способен снимать мышечные зажимы, развивать моторику рук и координацию движений, снижать эмоциональное напряжение и тревожность», — отмечает руководитель студии керамики Центра «Юнона» Лилия Тарасова.
2243370-11
По ее словам, в процессе взаимодействия с глиной у детей естественным образом массируются активные точки на ладошках и пальцах, развиваются сенсорные ощущения. А сам ребенок раскрепощается, эмоционально разряжается. «А еще занятия дают возможность самовыражения, повышают самооценку, дарят чувство удовлетворения. Готовая работа для ребенка — наглядная демонстрация его способностей. Свои шедевры дети бережно хранят, дарят друзьям, воспитателям, волонтерам», — продолжает специалист.
Некоторые воспитанники, посещающие творческие занятия по лепке и гончарному делу, настолько преуспевают в этом, что побеждают на конкурсах. Совсем недавно, например, воспитанник Лилии Тарасовой Никита получил диплом победителя всероссийского смотра «Космическая одиссея» с поделкой «Кот-космонавт».
При этом занятия глинотерапией важны и полезны не только для малышей, но и для подростков, которым такая практика даже помогает пережить эмоциональный шторм переходного возраста. «Глина высвобождает негативные эмоции, и в результате появляется внутренняя гармония», — поясняет педагог-психолог центра «Наш дом» Клавдия Нехонова.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.