Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Создание условий для развития одаренных детей как актуальная задача музыкального воспитания дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Создание условий для развития одаренных детей
как актуальная задача музыкального воспитания дошкольников
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, который имеет непреходящее значение для последующего развития личности ребенка. К. Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, говорил, что детей надо учить буквой, цифрой и нотой. А говоря о гармоничном развитии личности, Л. С. Выготский считал важнейшим условием этого развития единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное искусство – универсальное средство формирования этого единства. И сегодня, в период модернизации дошкольного образования и введения предшкольного обучения детей, необходимо помнить о том, что музыкальное воспитание дошкольников направлено, прежде всего, на развитие базовых качеств личности ребенка. Именно в процессе музыкально - игровой деятельности происходит решение таких важнейших задач, как развитие у детей волевой сферы, произвольного внимания, подвижности нервных процессов, фантазии, речи и движения. Нельзя недооценивать роль музыки и в развитии творческого воображения, памяти, мышления и других психических процессов. Музыка дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы ребенка. Она помогает регулировать эмоциональное состояние, устраняет дисгармонию окружающего мира. В мире музыки ребенок получает заряд положительных эмоций, «гармонизирует» свой внутренний мир, - в этом и заключается благотворное психофизиологическое воздействие музыки. Задача педагога– открыть детям дверь в прекрасный мир музыки, то есть воспитать интерес, потребность и желание проявить себя в различных видах музыкальной деятельности.
Публикация «Создание условий для развития одаренных детей как актуальная задача музыкального воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Организация музыкального воспитания предполагает использование на занятии всех видов музыкальной деятельности дошкольника, реализуемых через целый спектр игровых приемов, разнообразие форм игровой деятельности – основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Необходима и связь теории с практикой музицирования, нацеленность на духовно- нравственные аспекты воспитания, а также единство знания, ассоциативного мышления, творческой деятельности, проявляющихся в наличии взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов образования.
Таким образом, музыкальное воспитание дошкольников направлено на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка.
Создание условий для выявления и поддержки музыкально одаренных детей – проблема довольно актуальная и является одной из приоритетных в стратегии музыкального воспитания. Дошкольное детство- это тот неповторимый сензитивный период, когда от педагога зависит, насколько будет раскрыт потенциал ребенка, насколько он будет успешен в будущем. Вопрос развития одаренности- один из самых сложных и в теории, и на практике музыкального воспитания. Сегодня цель музыкального развития детей- это не подготовка профессиональных музыкантов, а раскрытие творческого потенциала ребенка, воспитание чувств, эмоциональной сферы, что является основой любого вида одаренности.
Музыкальная одаренность - это совокупность специальных музыкальных способностей ребенка, его творческих и личностных качеств. Что же отличает талантливого, одаренного обучающегося? Безусловно, способность видеть необычное в обычном, по-особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения, и уметь делать свой собственный, неповторимый выбор. Всем известно, что занятия музыкой воспитывают такие необходимые для успешного человека качества, как терпение, трудолюбие, целеустремленность, организованность, умение одновременно делать несколько дел (слышать, видеть, играть на инструменте и т. д.). Главное условие для создания ситуации творческого самовыражения каждого ребенка- это отношение педагога к ребенку, тонкое видение возможностей каждого обучающегося, умение создать развивающую комфортную среду и организовать творческое игровое взаимодействие и пространство. Не менее важное условие- учитывать потребность детей в самостоятельном выборе ролей, игрового материала, способа самовыражения в различных видах музыкальной деятельности- слушать музыку, играть на шумовых инструментах, петь, двигаться под музыку и т. д. Замечено, что детям нравится исполнять уже знакомый, хорошо выученный песенный репертуар, в котором они каждый раз открывают что-то новое, не испытывая трудности с текстом, раскрашивая знакомую песенку новыми красками, эмоциями и движениями. Педагог не должен мешать детям насладиться любимым репертуаром, получить радость от того, что все понятно и знакомо.
Выстроенная система подготовки и освоения музыкального репертуара, неоднократное его исполнение в разных образовательных творческих ситуациях, совершенствование исполнительского и сценического мастерства является непременным условием развития музыкальной одаренности дошкольника. Таким образом, особым условием развития одаренности детей, несомненно, является дифференцированный подход к обучающимся и разработка индивидуального творческого маршрута ребенка. Необходимо видеть в каждом личность и индивидуальность, воспитывая ребенка на лучших образцах музыкальной культуры и художественного творчества.
Модели формирования и развития художественной одаренности обучающихся в системе дополнительного образования
Одаренность как феномен привлекала и привлекает к себе внимание исследователей из самых различных областей научного знания. Ведь именно одаренные, талантливые люди делают открытия, способствующие дальнейшему развитию и прогрессу человечества. Художественная одарённость является отдельной темой для обсуждения. Это вид одаренности, которая проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Исследования показывают, что дети с этим видом одаренности не особенно хорошо учатся. Для этого есть причина: пониженная мотивация к усвоению (придумать легче, чем усвоить готовое) и собственный, иногда очень причудливый мир, в котором не всегда есть место групповым занятиям.
Что же мы понимаем под одаренностью? Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер и она обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Художественная одаренность обучающихся активно развивается и поддерживается в системе дополнительного образования, что подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, литературе, в актерской деятельности. Создание условий для выявления и развития одаренных детей является одной из главных задач дополнительного образования.
Основное составляющее одаренности - это познавательная потребность, которая характеризуется активностью, безграничностью, удовлетворением от познания. А. М. Матюшкин, доктор психологических наук, разработал модель творческой одаренности, основными компонентами которой являются:
-преобладающая роль познавательной мотивации;
-исследовательская, творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;
-возможности достижения оригинальных решений, прогнозирования и предвосхищения;
-способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
В основе этой модели лежит креативность как важнейший фактор развития личности. Художественная одаренность рассматривается не как достижение высоких результатов, а достижение, главным образом, нового, оригинального, ранее не существовавшего.
На формирование художественной одаренности обучающего постоянно влияют внешние факторы. Детская художественная одаренность обусловлена, с одной стороны, воздействием самой педагогической действительности, с другой стороны – потребностями ребенка. Если взрослая художественная одаренность может обойтись без педагогической «обработки», то детская художественная одаренность – возрастная и индивидуальная – раскрывается, как правило, в процессе педагогического содействия. Педагогическая действительность является сферой, наиболее влияющей на детскую художественную одаренность, как в положительном, так и отрицательном смысле: содержит в себе факторы, ее стимулирующие и развивающие и факторы, тормозящие развитие, а подчас приводящие к угасанию.
Основными условиями развития художественной одарённости в системе дополнительного образования являются ориентация целей, содержания, форм организации и методов обучения на развитие у обучающегося эстетического отношения к действительности, высокой креативности и художественной грамотности. Для развития художественной одаренности наиболее целесообразным является путь, дающий ребенку возможность постигать и осваивать различные виды искусства. Такой подход является компонентным. В основе этого подхода лежит идея о существовании набора специальных способностей, высокое развитие которых приводит к успешности в той или иной сфере искусства. Изучение феномена одаренности, художественной одаренности и детской художественной одаренности требует целостно-личностного подхода в отличие от традиционного компонентного подхода, поскольку одаренность есть личностное образование.
Обучение художественно одаренных детей строится на основании общих принципов обучения одаренных. Художественная деятельность отличается некоторой специфичностью. В искусстве не может быть оценки «правильно – неправильно». На основе специфики личностного развития одаренных детей, выделены следующие направления по формированию и развитию художественной одаренности обучающихся :
-развитие креативности. Необходимо целенаправленное развитие творческой активности и нестандартного подхода к решению проблемы.
-формирование умений и навыков, обучение различным способам и приемам создания творческого продукта;
-обогащение представлений об окружающем мире, развитие восприятия, образного мышления, внимания, памяти, воспитание «удивленности», чувства восхищения обыденными вещами;
-развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, коммуникативной культуры, толерантности, преодоление эгоцентризма.
Основными составляющими художественной одаренности является целостно-личностная характеристика субъекта, выраженная в эстетическом отношении к действительности, креативность и владение специальными знаниями, умениями и навыками в своей области художественного творчества..
Показатели развития художественной одаренности отображают уровень развития трех ее сущностных свойств:
-эстетическое отношение к действительности,
-способность к творческо-продуктивной деятельности (яркое проявление индивидуальности ребенка в процессе и в продуктах деятельности, содержательность, выразительность и разработанность творческого замысла,
-владение технологиями воплощения замысла (стремление к совершенному исполнению задуманного, наличие инициативы).
Сегодня преобладает мнение о целостности структуры художественной одаренности. Художественная одаренность имеет общечеловеческие и индивидуальные аспекты. На практике не всегда можно провести между ними четкую границу. Можно сказать, что в раннем возрасте все дети имеют высокий потенциал в любой сфере. Относительно художественной одаренности можно отметить, что юные таланты выдают художественные произведения, которые уже обладают художественной ценностью. Но важно отметить, что творческие работы остаются детскими, несут в себе узнаваемые черты, особенности своего возраста.
Критериями оценки художественной одаренности являются :
- характеристика, данная обучающим предмету или явлению, которая может ограничиваться описанием их внешних свойств или выявить их внутренние качества, основной эмоциональный тон; наличие творческой инициативы, обнаруживающейся в самостоятельно-найденном художественном решении;
-содержательность, выразительность и разработанность творческого замысла;
-решение художественной творческой задачи в единственном или нескольких вариантов;
-получение качественного результата без дополнительных внешних стимулов;
-умение создать яркий художественный образ, используя на практике полученные знания, стандартные или собственные варианты творческих решений.
В заключении можно сказать, что творчество обучающихся, обладающих художественной одаренностью, отличается оригинальностью замысла, нестандартным подходом к выполнению работы, мастерским уровнем исполнения, творческим вектором, высоким художественным уровнем творческого продукта, высокими творческими достижениями на конкурсах и фестивалях различных уровней. Обучающийся увлеченно и с интересом создаёт новое, оригинальное, проявляя творческое воображение, успешно и смело реализуя свой индивидуальный творческий маршрут.
Литература
1. Антонова И. Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.
2. Ляшко Л. Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.
3. Нурахметова К. С. Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.