Ольга Подваркова
Создание условий для развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных способностей у детей
с задержкой психического развития.
Уголок настроения.
1. Слайд С самого рождения ребенок познает окружающий мир. Родители знакомят малыша с людьми, предметами, явлениями, каждый раз проявляя свое отношение ко всему, что нас окружает.
Научить понимать свое эмоциональное состояние должен взрослый.
Для этого в группе мы создали «Уголок настроения»
Для чего он нужен?
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Настроение – это эмоциональное состояние, которое оказывает воздействие на деятельность. Настроение может стать прекрасным мотивом, побуждая к действию, а может стать тормозом и помехой. Если взрослый человек может контролировать свои переживания, то ребенку сделать это невозможно, тем более ребенку с ЗПР.
Что бы управлять своими эмоциями, нужно уметь выделять главные эмоции. А для этого нужно научить ребенка отслеживать свое настроение и оценивать его.
Уголок настроения в группе нужен для эмоционального развития и укрепления психологического благополучия детей. В основе уголка настроения лежит визуализация. Другими словами, здесь невидимое становится видимым. Поэтому уголок настроения будет эффективным в том случае, если в нем достаточно предметов, которые можно потрогать, пощупать и использовать. А вот назначение этих предметов очень оригинально. Каждая игрушка, подушка, баночка, картинка имеют свой особый смысл.
Как это устроено у нас в группе. Уголок настроения разбит на три зоны:
2 слайд первая зона «Здравствуйте, я пришел» и «Мое настроение»
Приходя в детский сад, ребенок поворачивает ромашку со своей фотографией, как бы сообщая, что я пришел. Здесь же можно выбрать ромашку смайлик «Я пришел с таким настроением». Уже в приемной дети начинают обсуждать с родителями о том, кто пришел, и кого нет, делая предположения, почему сегодня нет, н-р: Саши. У кого какое настроение, заходя в группу: задают вопросы, что случилось? Почему ты сегодня злой или грустный. В самом начале, этот вопрос они задавали воспитателю: Ольга Константиновна, почему Дарина пришла в детский сад злая. А мы можем сами догадаться? Нет. Давай спросим у Дарины. Оказывается, она легла поздно спать и не выспалась. Сейчас они уже спрашивают друг у друга напрямую, жалеют, успокаивают. В течение дня настроение у ребенка меняется, и он может в любой момент сообщить об этом с помощью смайлика.
Обязательный ритуал: «Утренние приветствие». Проводится, когда все дети пришли. Мы дарим друг другу комплименты или проводим игру:
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся, (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Ритуал создает благоприятную обстановку для дальней работы в группе.
В группе есть картотека утренних приветствий, их там около 30, каждую неделю мы разучиваем новое приветствие.
3Слайд: 2 зона – это Место знакомства с эмоциями.
В этом месте можно находится одному и с друзьями. Все в свободном доступе для детей.
4 сла йд Дети очень любят кривляться перед зеркалом, изображая эмоции. Есть игра, где ребенок показывает другому ребенку, какую эмоцию он должен изобразить. И не просто показывает стрелочкой, но и проговаривает это вслух.
Еще одна интересная игра «Если тебе грустно, сделай это». Нужно закрыть глаза и пальцем наугад ткнуть в круг с изображением и посмотреть, что можно сделать: посмотреть книгу, обнять близкого человека, послушать музыку, пообщаться с другом и т. д. Эта игра помогает детям понять, что скучать некогда, есть дела поважнее скуки и уныния.
5 слайд Девочка мирилка. Дети берут ее за руки, смотрят друг другу в глаза (это обязательное условие) и проговаривают мирилку:
Мирись, мирись, больше не дерись,
Если будешь драться, я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя, потому что мы друзья.
В кармашке можно выбрать любую мирилку.
Слайд 6, 7 Тут же есть картинки с эмоциями (разные, мы их используем, н-р при чтении художественной литературы, что бы оценить настроение героев сказки или стихотворений.
Слайд 8 Игра : Хорошо- плохо. Дети учатся проговаривать и объяснять другим детям поступки, изображенные на картинке. Представлена в двух вариантах.
Слайд 9 Игра : «Что будет потом». На развитие причинно-следственных связей. Н-Р: на одной картинке девочка поливает цветы, на другой цветы распустились.
На одной картинке мальчик играет на дороге в мяч, на другой картинке произошла авария и полицейский свистит в свисток.
Эта игра помогает детям понять, что любое наше действие имеет последствия и от нас зависит: хорошими они будут или плохими.
Игра «Найди пару»
Дети сопоставляют две картинки: н-р, мальчик рисует на обоях и мальчик рисует за столом вместе с мамой. Обращаем внимание на эмоции мамы.
Детям очень нравятся эти игры: вчера я услышала от детей, такие слова: зачем ты сломал мой гараж. Мне это не нравиться.
Игра «Подбери эмоцию»
Слайд 11 Еще одна интересная находка: это изображение эмоций, которые можно примерить себе. Самое интересное, что дети, примеряя эмоции, стали выбирать только позитивные и радостные, объясняя это тем, что им не нравиться быть злыми, обиженными и грустными.
Слайд 12 Здесь же находятся вязаные фигурки бабушки, дедушки, мамы, папы, девочки и мальчика. Это пальчиковые фигурки. С помощью этих фигурок мы разыгрываем различные проблемные ситуации. Изображая чужие эмоции, ребенок проецирует свои, и учиться их понимать.
У нас разработана картотека заданий по знакомству с эмоциями.
С помощью этих игр и картинок дети могут познать мир чувств и эмоций, а правильное понимание эмоций это шаг к контролю над собой.
Слайд 13 третья зона: Место для уединения: здесь есть диванчик и мягкие подушки. Шторы. Эти предметы дают возможность отделиться от общей группы в маленькое пространство, где дети могут помечтать, отдохнуть, посмотреть книжки – главное, побыть в одиночестве.
Большая мягкая игрушка Мишка, своего рода игрушка жилетка, которой можно рассказать свои секреты, пожаловаться, погрустить. Дети очень любят лежать с ним в обнимку. Фотографии.
14 слайд Там же находятся различные игрушки антистрессы (мы делали вместе с детьми). Тактильные предметы: резиновые игрушки, массажные мячи ежики, помпоны, клубочки с цветными нитками, маленькие мягкие игрушки. Главное, что бы на какое то время руки ребенка были заняты повторяющимися движениями: нажатием, сжиманием, поглаживание и т. д.
Все это нужно для успокоения и релаксации.
Тут же находится альбом «Наши славные дела», там хранятся фотографии детей нашей группы : как мы убирали снег на участке, делали винегрет, учились застилать кровати, дежурили по столовой, ходили на экскурсию, фотографии с праздников, т. е. все то, чем мы можем гордиться, и эти воспоминания дарят нам радостные эмоции. Вот оказывается, какие мы молодцы, сколько хороших дел мы совершили. Активизируется речь, желание вспомнить и поделиться впечатлениями.
Слайд 15 Кубик эмоций и эмокнижка. Ребенку предлагается, взять книжку и понаблюдать за детьми и взрослыми. Определить, какое у окружающих настроение. Так мы учим ребенка быть внимательным и определять эмоциональное состояние окружающих.
Слайд 16 Есть предметы для снятия стресса и вывода эмоций: все предметы расположены в доступном для детей месте. Место должно быть удобным и привычным. Дети не должны прятать в себе плохое настроение, мы даем им возможность вывести негативные эмоции. Для этого у нас есть простые, но волшебные вещи.
Агрессивный коврик (коврик злости) обычный массажный коврик, на котором дети могут потоптаться, сняв обувь.
Ведро гнева: нужен такой предмет, что бы он обязательно прикрывал рот ребенка, так он будет в него кричать, или дуть, выдувая свои обиды и злость. Так же можно сделать: мешочек для крика, баночку кричалку, шкатулку, т. е все, на что хватит фантазии.
Слайд 17 Подушка колотушка – предмет, который можно побить, постучать, сжать в руке. Еще можно использовать боксерские груши, ткане-поролоновые молоточки, резиновые мячи.
Дидактические игры и материалы оказывают положительное воздействие на психическое развитие ребенка. Эти предметы являются универсальными, т. к. снимают напряжение и тут же направляют энергию в сторону познания и развития С помощью простых вещей ребенок учится оценивать и контролировать свое состояние, понимать других людей, уважать и принимать их чувства. А взрослые учатся понимать и принимать особенных детей. Понимать друг друга - это и есть самое главное в нашей работе.