Светлана Самойлова
Создание условий для развития игры — театрализации по сказке В. Сутеева «Кто сказал: «Мяу?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать создавать условия для самостоятельного выбора детьми роли и игровых партнёров, проявления инициативы, использования знаковых систем (предметы – заместители, формирования навыков коммуникативности (умение распределять роли и договариваться со сверстниками; использование готовых речевых форм для преодоления затруднений в связном высказывании, развитие выразительности речи).
Материалы: многофункциональный интерьер избы с мебелью, переносные ширмы «домик» и «поляна», маски персонажей, в «чудесный» сундук положить голубую ткань в качестве предмета – заместителя (вода).
Публикация «Создание условий для развития игры — театрализации по сказке В, Сутеева „Кто сказал: „Мяу?“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сутеев В.Г.
- Сценарии по сказкам
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Кто сказал мяу?», Сутеев
- Темочки
Предварительная деятельность: чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?» рассматривание иллюстраций к произведению, наблюдения за поведением животных, игры – имитации с подражанием повадкам и голосам животных, п/и с «Разные котята» с предложением детям придумать и показать настроение и соответствующее поведение своего персонажа (весёлый котёнок, злой, игривый, ленивый и т. д., аналогичные игры с имитациями поведения весёлого или грустного щенка. Для помощи детям в раскрытии выбранного вида проявления настроения персонажа рекомендуется подобрать соответствующие музыкальные зарисовки.
Варианты начала игры.
1. Игра возникает по детской инициативе.
2. Если инициативы нет, то для стимула к её возникновению можно в игровом центре разместить интересные иллюстрации по нужной теме, книги, новые маски персонажей нужной игры, элементы костюмов, музыкальные фрагменты, необычные неформатные материалы, пригодные в качестве предметов – заместителей.
3. Обычное предложение поиграть в сказку по выбору детей : «Какие сказки Сутеева мы знаем?», «В какую сказку вы хотели бы поиграть?», «Как нам выбрать сказку?» (голосование, считалочка, договор – «сначала в эту, а потом в твою»; аналогично происходит и распределение ролей) и т. д.
Вариантов много, каждый воспитатель будет действовать в зависимости от ситуации и поможет детям осуществить их выбор.
Описание и фоторепортаж игры.
Предложение поиграть поступило от воспитателя. Выбор темы игры осуществлялся по иллюстрациям к разным известным детям сказкам Сутеева. Много вариантов лучше не предлагать – слишком большой выбор приводит к растерянности детей и невозможности договориться. Пока оптимальное количество тем для нашей группы – это 3 – 5.
Артистов на роли мы часто выбираем считалочкой, потому что дети могут уступить желанную роль одному другу, но не всем сразу, иначе – ссоры и обиды.
За автора никто из детей выступить не захотел, поэтому по общему выбору эту роль отдали воспитателю.
Когда игра возникает спонтанно, никаких декораций детям не требуется, но и играют они в этом случае пока недолго: 3 – 5 минут, потом тема меняется или возникают варианты. Зафиксировать такие игры очень сложно, потому что, едва увидев фотоаппарат, дети или прекращают играть, или же «работают на камеру».
В данном варианте у нас были предусмотрены зрители, поэтому фотокамера артистов не смутила, она была воспринята как часть игры.
Декорации в таком случае дети готовят сами, используя имеющийся опыт. Воспитатель при необходимости помогает наводящими вопросами: «Где будет жить щенок? Как понять, что это у вас не лес, не горы, а полянка? Ничего не забыли? А где щенок спасался от пчелы?»
Подобные вопросы помогают детям научиться видоизменять игровое пространство и спланировать будущую игру.
Итак, воспитатель начинает читать текст, игра пошла.
Щенок спал на коврике.
Вдруг кто – то совсем рядом громко сказал : «Мяу!»
Щенок вскочил и осмотрелся: «Кто это?»
Никого не нашёл, снова лёг спать… и так далее по тексту.
Может, это кто – то на улице? А во дворе гулял петух…
- Это ты сказал «Мяу»?
- Нет, я говорю только «Ку – ка – ре – ку – у – у!
Вдруг у самого крыльца кто – то опять сказал : «Мяу!»
Мышонок и сам испугался, когда узнал, что кто – то совсем близко сказал «Мяу».
Встреча с большой собакой. Теперь уже и щенок испугался, когда увидел, как рассердился большой пёс от такого некорректного вопроса.
Но кто же тогда сказал «Мяу»? Может, это пчела? Но ей тоже не понравился вопрос и пришлось спасаться бегством.
Прыгнул щенок в речку, стал лечить свой укушенный пчелой носик.
Рыбка и лягушка тоже, как выяснилось, не умеют говорить «мяу».
А лягушка ещё и посмеялась, назвала его глупым.
Мокрый, обиженный щенок грустно поплёлся домой… и снова лёг немного поспать.
И тут…Над самым его ухом кто - то опять очень громко сказал : "Мяу!"
Щенок вскочил и увидел большую полосатую кошку!
Уж теперь - то он знает, кто сказал "мяу".
Анализ игры совместно с детьми.
При совместном с детьми анализе игры я преследовала несколько целей:
1. Продолжать создавать условия для развития коммуникативных навыков детей в ходе конструктивной беседы о своей деятельности.
2. Развивать анализаторские способности детей.
3. Помочь детям в понимании характеров и свойств личности.
4. Продолжать развивать творческие способности детей при создании выразительного образа.
Вопросы детям задаются традиционные, помогающие проанализировать, получился ли тот или иной персонаж в театрализации, как можно ещё показать его характер, что сделать для усиления выразительности, предложить детям показать, как это сделать, включить соответствующую музыку, записи голосов животных, можно и посмотреть мультфильм.
После этого разбора можно предложить детям поиграть ещё раз, (а после просмотра мультфильма - на следующий день, роль автора доверить ребёнку с хорошо развитой речью и сравнить для себя результат по параметру выразительности образов, созданных детьми.
Анализ игры воспитателем.
Схема для анализа игры составлена в соответствии с рекомендациями М. М. Миркес, к. ф. наук, доцента Сибирского федерального университета, эксперта АНО «Института проблем образовательной политики «Эврика», изложенными в лекции «Оценка качества дошкольного образования».
В них имеется в виду создание условий для возникновения ситуаций, в которых дети действуют инициативно и творчески. К сожалению, в условиях детского сада дети зачастую находятся в адаптивных ситуациях (режимные моменты, организация общих мероприятий). Нам же следует стремиться к созданию ситуаций, в которых детская активность сможет проявляться по типу Х (икс) … – И * :
«А - Адаптивные ситуации (освоение и принятие норм и правил). Это включение ребенка в общие события, игры, мероприятия в качестве участника. Выполнение правил группы. Выполнение правил, связанных с безопасностью (правила выхода за границу группы, выхода на прогулку, перемещения по группе и т. д.).
X – Промежуточные ситуации: А --- Х1 --- Х2 --- Х3 --- И
Х 1– частичная самостоятельность ребенка внутри заданных рамок. Примеры:
- Ребенок активно включается с игру, организованную воспитателем, однако внутри игры может проявить большое разнообразие действий. Для этого игра должна носить не жесткий, не полностью определенный характер.
- Общее событие, праздник, задающий вариативность детских поведений и действий (не сценарный характер события).
Х2– ребенок выбирает среди заданных, определенных извне вариантов. Примеры:
- Выбор занятия среди нескольких возможных в группе (рисование, лепка, создание новогодних игрушек и т. д.).
- Во время тематической совместной деятельности ребенок выбирает материал для создания собственной работы, сюжет, способ работы, время работы и т. д.
- Ребенок выбирает между дополнительными занятиями (рисование, английский, карате и т. д.).
Х3 – ребенок действует по собственной инициативе, однако согласовывает свои действия с партнерами по игре, по деятельности. Примеры:
- Ребенок придумывает игру и приглашает играть в нее товарищей, воспитателя.
- Ребенок принимает решение что-либо сделать (детский проект) и обращается за помощью к старшему товарищу, воспитателю или родителю, обсуждает возможные варианты, советуется.
И - Ситуации инициативы, личной активности
Разворачивается в режиме длительной свободной деятельности. Поддерживается посредством обеспечения различных вариантов предъявления продуктов детской деятельности. Ситуация детской инициативы всегда характеризуется большой вариативностью созданных детьми продуктов, темпа и времени работы, места работы, тематики и т. д.»
К сожалению, в формате статьи на данном сайте не предусмотрена передача таблиц, а карта анализа игры создаётся именно таблицей. По горизонтали представлены ситуации от А до И, по вертикали - следующие критерии:
Инициатор игры А Х1-Х2-Х3 И
Продолжительность 10 мин
Количество участников игры 8
взаимодействие участников
режиссёрская игра Х1
сотрудничество
лидерство
Смена лидера
Использование сюжетных игрушек
атрибутов Х1
Предметов - заместителей Х1
Изготовление атрибутов:
Совместно со взрослым Х1
самостоятельно
Следование сюжету произведения +
Добавление сюжетных линий
Участие взрослого: роль главная
второстепенная
наблюдатель Х1
режиссёр +
Опосредованное влияние Х1
Без участия взрослого
Игровая среда создана взрослым
Создана детьми с помощью взрослого Х1
Создана детьми без участия взрослого
Видоизменяемость игровой среды Х1
Взрослым опосредованно
По инициативе детей с помощью взрослого
По инициативе детей самостоятельно
Комментарии и выводы.
Игра началась по инициативе воспитателя, что соответствует адаптивной ситуации поведения детей. Время и количество участников игры были обусловлены сюжетом сказки, то есть – это тоже ситуация А.
Взаимодействие участников игры шло по типу ситуации Х – 1, так как у детей была возможность проявить себя, но строго в рамках обстоятельств.
Влияние взрослого было почти доминирующим и осуществлялось через чтение текста, в соответствии с которым действовали дети, через постоянное присутствие и наблюдение. Это сковывало детскую инициативу, но позволяло научить детей в дальнейшем самостоятельно организовывать подобные игры, что допустимо на первых этапах развития игр – драматизаций и театрализаций. Подробный анализ характеров персонажей поможет детям выразительно изображать их в дальнейших играх.
Следующий этап развития игры – без доминирования взрослого. Чтение за автора нужно предоставить ребёнку, причём по выбору детей, самой ограничиться ролью наблюдателя. Авторский текст можно и не воспроизводить, когда дети освоятся с текстом, это даст больше свободы в вариациях развития сюжета.
Для публикации информации о детях получено письменное согласие родителей.
Список использованной литературы:
* https://www.eurekanet.ru/ewww/info/18747.html
Лекция на тему «Оценка качества дошкольного образования».
Лектор: Миркес Мария Моисеевна, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».