Наталья Дятченко
Создание благоприятных условий для развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Интересная, богатая впечатлениями жизнь всегда отражается на речи человека, она её обогащает и активизирует. В результате, человеку есть, что сказать, и ему хочется поделиться тем, что его глубоко затронуло. Это целиком относится и к детям дошкольного возраста. Разнообразные творческие и подвижные игры, затеи, занятия, прогулки и наблюдения, яркие детские праздники – всё это наполняет содержанием жизнь детей и, естественно, становится содержанием их речи. Необходимо подчеркнуть значение ролевых игр в развитии речи детей. Они дают возможность самого широкого общения и обмена мыслями. Дети сообщают друг другу свои знания, спорят, доказывают, объясняют. Вот почему многие неговорящие дети, пришедшие в детский сад, резко начинают наращивать свои словарный запас.
Публикация «Создание благоприятных условий для развития речи детей» размещена в разделах
Содержательная жизнь способствует повышению жизненного тонуса. Если у детей нет ярких впечатлений, если жизнь их бедна и однообразна, то речь у них слабо развивается, им не о чем рассказывать, не о чем спрашивать, запас слов медленно увеличивается.
Следующим необходимым условием развития речи крохи является образец для подражания. В семье глухих у здорового ребёнка никогда не сформируется правильно речь, так как он будет лишён возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые. И если вы, уважаемые родители, будете думать, что ваш малыш ничего не понимает, будете отвечать на его вопросы однословно, не ждите, что кроха скоро заговорит развёрнутой фразовой речью. О том, как правильно отвечать на детские вопросы, я расскажу вам в другой своей статье.
В семье иногда взрослые разговаривают с детьми так называемым «детским» языком: «Топ - топ» вместо ходить, «бо - бо» вместо больно. Бывают случаи, когда сами взрослые подражают неправильной детской речи : «Мисинька, дай люцку» вместо «Мишенька, дай ручку». Но это, конечно, я не про вас, грамотные родители. Ибо у меня есть убеждение, что взрослые, зашедшие на мой логопедический блог, давно знают эту прописную истину о негативном влиянии «сюсюкания» на развитие ребёнка. Но точно вам могу сказать, что любящие бабушки практикуют такую разговорную речь со своими внуками. Тактично намекните им на это.
Образцом богатейшего литературного языка, конечно, является детская художественная литература, созданная классиками и лучшими детскими писателями. Авторы произведений для детей из огромного запаса слов отбирают наиболее точные, наиболее выразительные слова для передачи своих мыслей и чувств, для характеристики поступков героев, их переживаний и действий, для описания природы.
Русские народные сказки, потешки, песенки, загадки, поговорки раскрывают сокровищницу русской народной речи. Информацию о том, какие книги нужно читать детям дошкольного возраста, вы также найдёте в моём блоге.
И, в заключение моего повествования, я хотела бы попросить родителей не переусердствовать в развитии вашего малыша. Каждому возрасту должны соответствовать и развивающие игры, и литературные произведения. Не заставляйте двухлетнего, пусть и смышлёного, кроху рассказывать наизусть всё произведение К. Чуковского «Мойдодыр». Особенно, в случае наследственной предрасположенности нервной системы к возникновению заикания. Нередко сами родители провоцируют появление судорог в речевом потоке своего малыша. Запомните, что не только испуг может являться причиной заикания! Не заучивайте с четырёхлетним малышом выдержки из «Евгения Онегина». Он просто не поймёт смысла выученного, а без осмысления ребёнок не будет применять в речевой практике заученные слова.
Уважаемые родители!
Помните, что ясность и содержательность – вот главные достоинства вашей речи во время общения с ребёнком!