Ольга Карбаинова
Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС ДО, необходимыми условиями для создания социальной ситуации развития детей, поддержки индивидуальности и инициативы детей является :
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
Публикация «Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчества» размещена в разделах
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной, продуктивной и т. д.). (1, п. 3.2.5)
Каким же образом педагог дошкольного учреждения может создать эти условия для детей? Прежде всего, рассмотрим само понятие «детская инициатива». В педагогическом словаре сказано, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия. В разном возрасте инициатива у детей проявляется по разному: в 2-3 года приоритетной сферой проявления детской инициативы является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; в 3-4 года - игровая и продуктивная деятельность; в возрасте 4-5 лет - познавательная деятельность, расширение информационного кругозора игровая деятельность со сверстниками; в старшем дошкольном возрасте - личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно-познавательная инициатива. Инициатива и самостоятельность у детей дошкольного возраста формируется постепенно, одна за другой. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. (2)
В последнее время, очень много внимания уделяется проблеме поддержки и развития детской инициативы. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики и возможности детей: проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, проявлять способность к принятию собственных решений. [1] Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.
Но для того, чтобы ребенок мог проявить инициативу, необходимо заложить основу для его свободного выбора. Это можно сделать в ходе совместных (обучающих) игр и занятий педагога с детьми, направленных на передачу им игрового опыта и знаний.
В нашем детском саду периодически проводятся образовательные события, организация которых требует достаточно трудоемкой подготовки, как педагогов, так и детей, ведь для того, чтобы оно получилось ярким и запоминающим его нужно тщательно продумать и подготовить. Одним из этапов подготовки является подготовка предметно-пространственной среды, чем реалистичнее и интереснее она будет, тем глубже будет погружение детей в образовательное событие. Также обязательным условием для реализации таких мероприятий является непосредственное и инициативное участие детей в такой подготовке. Перед детьми ставиться проблемная ситуация и предлагается найти пути ее решения и дети начинают предлагать свои варианты ее решения. Именно благодаря этому проявляется детская инициатива. Также детскую инициативу можно и нужно развивать уже непосредственно во время подготовки атрибутики и костюмов к мероприятию.
Каким образом это можно сделать? Важно и нужно предложить детям возможность выбора материала, оборудования, техники работы при выполнении творческих заданий. К примеру: я предложила детям оформить указатель центра активности «Мелки». Такой указатель мы использовали во время проведения «Фестиваля красок» в детском саду, он должен был выглядеть так, чтобы детям было понятно, что в данном центре они смогут порисовать на асфальте. Указатель представлял собой несколько картонных коробок, различных по размеру и скрепленных между собой, поверхность каждой коробки я подготовила по разному: несколько сторон коробки были превращены в грифельную доску, при помощи специально изготовленного состава, остальные обклеены белой бумагой. Далее я предложила детям ее оформить. Для оформления были предложены цветные мелки для рисования на грифельной поверхности, воздушные краски и краски для рисования на асфальте. Все эти материалы было предложено изготовить самостоятельно. Когда краски были подготовлены, я предложила детям выбрать способ нанесения красок на указатель – они могли рисовать пальчиками, малярными, обычными и поролоновыми кистями, салфетками и ватными палочками. Таким образом, при подготовке одного атрибута было решено множество образовательных, воспитательных и развивающих задач, одна из которых – поддержка и развитие детской инициативы.
Этот же прием можно использовать и в других творческих занятиях – лепке, аппликации, конструировании, всегда предлагая выбор материала, оборудования, способов действия, сюжета. Но не следует забывать о том, что для того, чтобы дети могли выбрать способ действия, педагог должен научить детей множеству разных техник работы (в том числе и нетрадиционных) в творческой деятельности. Именно владея знаниями о материалах для творчества и множествах различных способах их применения, ребенок сможет сделать самостоятельный и осознанный выбор, а значить проявить свою самостоятельность и инициативность.
Таким образом, подводя итог изложенному выше сказанному, можно сделать вывод о том, что творческая деятельность является прекрасным средством для поддержки и развития детской инициативы, а педагог должен и может создать для этого условия.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155.
2. https://www.maam.ru/detskijsad/vidy-detskoi-iniciativy-i-vidy-e-poderzhki. Светлана Мальцева. Виды детской инициативы и виды ее поддержки