Наталья Горохова
Создание условий для развития детской одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. В основе ФГОС ДО лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учёт индивидуальных особенностей воспитанников, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Публикация «Создание условий для развития детской одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Какого же ребёнка считать одарённым?
В настоящее время одарё нными принято считать:
• детей с интеллектом выше среднего;
• детей с высоким уровнем творческих способностей;
• детей, достигших успехов в определенных областях деятельности.
Задача педагогов - понять таких детей и направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.
Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители и организации дополнительного образования.
Для поддержки и развития одаренных дошкольников, создания предпосылок и возможностей для проявления и развития способностей ребенка в различных видах деятельности, в МБДОУ необходимо создать определенные условия.
Эта работа должна осуществляться через комплексную образовательную деятельность, в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна быть динамичной, постоянно меняющейся, чтобы дети реализовали свой потенциал, нашли себе занятие по интересам, потребностям и возможностям. Назначение такой среды – способствовать эффективной реализации задач ранней диагностики, развития и поддержки детской одаренности и таланта.
Организация дополнительных платных образовательных услуг в нашем МБДОУ также способствует развитию способностей ребенка, из многообразия услуг каждый может выбрать для себя интересную и значимую именно для него деятельность, тем самым обеспечивается вариативность образовательных траекторий. Направленность услуг самая разнообразная – художественно-эстетическая (Танцевальная студия, Студия вокального мастерства, Творческая мастерская «Фантазия», Театральная студия «В гостях у сказки», физическая (Спортивная гимнастика, познавательная, речевая и социально-коммуникативная (Развивающие занятия с психологом «Кроха» для детей раннего возраста, Индивидуальные занятия по коррекции речи, Английский для дошкольников).
Деятельность по выявлению и развитию детской одаренности в масштабе дошкольного учреждения невозможна без научно-обоснованного управления этим процессом. Теоретический анализ проблемы и реальная практика дошкольных учреждений убеждают нас в том, что отсутствие системы развития детской одаренности внутри детского сада отрицательно сказывается на эффективности деятельности с одаренными дошкольниками.
Другая проблема связана с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
В процессе воспитания и обучения не надо игнорировать появляющееся у детей качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия.
При всех существующих трудностях в системе дошкольного образования сегодня открываются новые возможности для развития личности ребенка, и одаренной личности в частности. Целенаправленная работа с одаренными детьми необходима в детском саду, начиная с раннего возраста и до перехода детей в начальную школу.
Создана ли в нашем МБДОУ система выявления и сопровождения талантливых детей, стимулирования их достижений?
В целом, нет, это обусловлено большим количеством молодых педагогов (более 50%, которым довольно сложно проводить такую непростую работу, хотя и существует процесс выявления талантливых детей, индивидуально-дифференцированный подход к ним, при этом есть необходимость в систематизации знаний и умений опытных педагогов, необходимость в обобщении передового педагогического опыта.
Ежегодно воспитанники нашего детского сада принимают участие в очных и заочных конкурсах различного уровня (международных, всероссийских, областных, городских и районных). Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми.
Готовясь к конкурсам, мы стараемся работать с самыми способными, надёжными, творческими воспитанниками. В чём сложность? Выбор среди детей небольшой, поэтому приходится зачастую работать с одними и теми же воспитанниками. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для воспитанников, но и для педагога.
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способности каждого конкретного ребёнка.
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.
А. Бебель