Мария Гринчук
Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности в младшей разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самостоятельности и активности необходимо решать уже в работе с детьми дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих поступках и действиях активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности и содержательного общения. Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Публикация «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности в младшей разновозрастной группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2018
В младшем дошкольном возрасте, актуальной становится проблема развития самостоятельности и инициативы у детей. Это связано с определенными перекосами в воспитании детей. Исследования и наблюдения, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойствен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства и вредной привычки, постоянно надеяться на помощь взрослого.
Своевременное развитие самостоятельности и инициативы у младших дошкольников является необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережное отношение к вещам.
Для решения этой задачи, каждый педагог подбирает наиболее оптимальные методы и приемы в своей работе.
Большое внимание в моей группе было уделено развитию инициативы и самостоятельности детей через художественное творчество.
Что означает понятие инициативность и самостоятельность?
Самостоятельность - работа, совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.
Инициатива – первичный признак самостоятельности, показывающий независимость от посторонних влияний самого источника возникновения конкретного действия.
Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки.
Проанализировав работы детей, выполненные в свободное время, я увидела, что они носят репродуктивный характер: дети в своих работах применяют только те навыки и умения, которые приобрели на занятиях, не проявляя творчества и фантазии. Работы по тематике и способу изображения сходны с темами занятий.
Учитывая это, я поставила перед собой цель: развитие инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:
• Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
• совершенствовать навыки работы с различными изобразительными материалами;
• содействовать развитию умений у детей самостоятельно поставить цель (отобрать для этого необходимый материал и инструменты в Центре творчества, определить последовательность, способы и приемы выполнения работы, адекватно оценить полученный результат, при необходимости скорректировать его)
Для развития инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности служит созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда, в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом.
В Центре творчества, я собрала различные средства художественной деятельности и материалы такие как традиционные, так и нетрадиционные: краски с блестками, мелки, карандаши, палитры, пробки, печатки, ватные палочки, трубочки для раздувания, разнообразная бумага (газетная, обёрточная, картон, цветная, тонированная, трафареты для рисования, поролон, губка и другие средства для художественной деятельности)
В своей работе придерживаюсь принципов новизны и динамичности, т. е. стараюсь регулярно пополнять содержание Центра творчества новыми художественными материалами, наглядными пособиями: интересные книги иллюстрированные художниками, раскраски, фотографии, игры – мастерилки, чтобы детям не было скучно, а интересно. Регулярно осуществляю сменяемость материалов.
Чтобы вызвать интерес к изобразительной деятельности, расширила представления детей о различных техниках и приемах в творчестве, познакомила с использованием нетрадиционных материалов при изготовлении работ.
Например: рисовать можно не только кисточкой, но и пальцем, губкой, палочкой, пластилином, трубочками и песком т. д.
Использование нетрадиционных методик очень привлекательно для детей, так как оно открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Стремясь сформировать потребность в самостоятельном творчестве у детей, тщательно продумываю организацию различных форм изобразительной деятельности (создание коллективных работ, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и т. д.). Подбираю интересные для детей темы: «Золотая осень», «Новый год», «Антарктида», «Красивый салют» и т. д.
Всё это дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка творчески мыслить.
Такая работа развивает у детей самостоятельность, уверенность в своих силах, побуждает к проявлению инициативы и созданию новых творческих работ.
Во время работы я отношусь ко всем детям благосклонно, подбадриваю их, одобряю. Если работа имеет не законченный или небрежный вид, не говорю об этом сама, а стараюсь чтобы в процессе самоанализа работы ребенок увидел и понял, как можно закончить или преобразить свою работу. В каждой из них стараюсь отметить что-нибудь хорошее. Не даю детям образцов в качестве примера, не делаю акцент на том, что должно получиться, не подгоняю, не вывешиваю только лучшие работы, не сравниваю их, чтобы не развивать чувство соперничества, так как это мешает нормальным отношениям между детьми.
В работе использую различные методы и приемы: информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого); репродуктивный - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей; эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. предлагаю ребёнку выполнить часть работы самостоятельно; исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии активизирую внимание дошкольника, побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.
В результате проделанной мной работы у детей повысился интерес к самостоятельной изобразительной деятельности. На занятиях и в самостоятельной деятельности дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, в выборе необходимых изобразительных материалов и инструментов для достижения результата. Тематика детских работ стала более разнообразной и отличается выразительностью и оригинальностью.
Также для развития самостоятельности была изготовлена функциональная доска «Геометрической чудо». Где дети могут не только знакомиться и закреплять знания о геометрических фигурах, но и создавать творческие работы.