Светлана Коваленко
Режиссёрская игра как средство нравственного воспитания, поддержки детской инициативы и творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы).
Ключевые слова.
Режиссёрская игра
Режиссёрская игра, как средство нравственного воспитания, поддержки детской инициативы и творчества.
Публикация «Режиссёрская игра как средство нравственного воспитания, поддержки детской инициативы и творчества» размещена в разделах
«Режиссерская деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка игры заставляет волноваться, сопереживать персонажам (ролям отведенным режиссером) и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые», отмечал знаменитый педагог В. А. Сухомлинский.
Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в ДОУ не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.
Режиссерские игры в детском саду необходимо организовывать в следующих целях
-Научить детей свободно общаться, легко вступать в диалог;
-Показать, что такое речевой этикет;
-Научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников;
-Показать детям, что такое «принимать решения», создавая искусственные ситуации, в которых необходимо сделать выбор.
Алгоритм организации игры:
-Подготовительная работа:
-Изготовление атрибутов
-Предварительная речевая подготовка:
-Чтение произведений
Сущность режиссерских игр
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Режиссерская игра представляет собой основную форму индивидуальной игры дошкольников в возрасте от четырех с половиной до семи лет.
“Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста”. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
На первом этапе становления режиссерской игры все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого "списан портрет", использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т. п., тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображение.
Понятно, что прежде чем начинать использовать предметы "не по назначению", ребенку необходимо ознакомиться с их собственными свойствами. Поэтому так важно обеспечить ребёнку с самого раннего возраста доступ к как можно более широкому кругу различных по своим свойствам игрушек и вещей. Ребенок может перенести функции машинки на кубик, только хорошо представляя себе, что такое кубик, и что такое машинка
Следующий этап развития игры характеризуется тем, что ребенок начинает примерять на себя "одежды" различных персонажей жизненного театра - "режиссер" в ребенке на время уступает место "актеру". Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Так как малыш уже может отделять себя от действий других людей, появляется способность воспринимать играемый персонаж как существо, не зависимое от воли других, имеющее собственные цели и собственное мнение о себе самом и окружающем мире: ребенок-машина никем не управляется, а едет сама по себе, ребенок-птенчик летает там, где ему нравится, ребенок - Маугли живет один в лесу и никого не боится. Наступает период образно - ролевой игры. Многих родителей беспокоит столь бурное развитие фантазии ребенка, хотя именно эта способность и говорит о нормальном психическом развитии малыша. Позже ребенок начинает понимать, что без взаимодействия с другими его персонажу не обойтись: ребенку-машине нужен бензин, чтобы ездить, ребенку-птенчику - мама и папа, ребенку- Маугли - друзья.
Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра, - если он основан на высоком уровне развития первых двух, характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными "актерами". Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь, а качество игры зависит от способности детей идентифицироваться с играемым персонажем, умения договариваться друг с другом, подчиняясь принятым в жизни-игре правилам и совершая реальные поступки.
В настоящее время, когда наука обратилась к личностно-ориентированной модели воспитания, ученые обратились к режиссерской игре. Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры - Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, О. В. Солнцева и др. Все дело, видимо, в том, что режиссерскую игру трудно увидеть со стороны:
во-первых, она практически всегда индивидуальна;
во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается;
в-третьих, играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.
Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
Итак, режиссерская игра – одно из средств воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.
Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм. Поэтому важны условия развития для развития режиссерских игр.
Создания условий для режиссёрской игры
1. Необходимо создать для ребёнка индивидуальное пространство, обеспечить время и место для игры. Вспомните как вы любили в детстве сооружать различные шалаши из подушек и покрывал или накрыв стол одеялом и т. д. Так же и детям необходимо личное пространство для игры. Обеспечьте их этим пространством. Соорудите из фанеры или из ткани ширму или обклейте большие коробки (получите строительный материал для домика или просто перегородки).
2. Дети очень любят играть в мелкие игрушки, поэтому подберите материал для режиссёрской игры ребёнка. Для этого можно использовать детские этажерки для мелких игрушек. В них можно складывать не только мелкие игрушки, но и различные предметы заместители. Дети любят переодеваться, поэтому на одну из полок можно положить различные элементы одежды (юбки,платки, шарфики и т. д)
3. Ещё одним условием можно назвать создание макетов. Попробуйте создать макет совместно с детьми. Мало того,что детям доставит невероятное удовольствие совместная творческая деятельность вместе с вами, но и они с огромным удовольствием будут играть в эту иргу, создавая новые сюжеты.
Правильная позиция взрослого, умелое руководство игрой, роль зрителя.
Мы в своей группе создали детям индивидуальное пространства, обеспечили места и время для игры. Единое пространство групповой комнаты «разбиваем» специальной расстановкой мебели; вносим легкие ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию, уютные ниши, подиумы, игровое поле, что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников. Прибегаем к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам ребёнка, стимулируется возникновение игры. Используем полифункциональность.
Так в своей работе использую методы работы со сказкой которые предлагает нам Л. Б Фесюкова. Автор предлагает нетрадиционные методы работы со сказкой. Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по своему воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Приглашение к сотворчеству может выглядеть по-разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т. п. Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Детям 6-7 лет даём «пустые кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры. Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, и т. д.). Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка.
Роль педагога в организации игр велика:
-Организация игрового уголка, защищенного от взоров наблюдателей (под столом, за ширмой)
-Разнообразие игрушек
-Внесение новой игрушки для стимулирования игры
-Чтение художественный произведений, просмотры мультфильмов, беседа по просмотренному и прочитанному
- Рассматривание иллюстраций с героями
-Приём приглашения к сотрудничеству со взрослым (давай, сказку расскажем. Я начну, а ты продолжи)
-Обыгрывание игры воспитателем, как образец развития режиссерской игры
-Игрушки-заместители, многофункциональные игрушки
-Приём проблемного задания (как Незнайка попадает на луну)
-Приём наводящего вопроса (не пора ли кукле спать)
Вмешательство взрослого должно быть тактичным.
При воспитании чувст необходима глубокая связь знаний, оценочных отношений и практических действий. Что бы пополнить и закрепить знания детей. В своей работе используем дидактические игры;
1. Разговариваем с детьми:
- Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали? Дети, вы видите, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих. Давайте поможем девочке.
2. Дети, а какое у вас сегодня настроение? Давайте теперь поиграем в игру «Определение настроения членов семьи».
Можно показать детям рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. При этом речевое сопровождение может быть таким:
- Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему?
В игре вы должны придумать из этих фотографий определенную ситуацию. По настроению членов семьи придумайте их диалог.
- А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?
3. Узнать, как ребенок понял причину настроения близких поможет игра «Закончи предложение».
Папа расстроен, потому что.
Мама расстроилась из- за.
Дедушка посмотрел на меня строго, потому что.
Заключением такой игры могут стать вопрос:
- Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?
4. Еще одной разновидностью игры на формирование нравственных качеств ребенка может стать игра «Чудо-дерево».
5. Еще одной игрой, направленной на формирование нравственных качеств ребенка, может стать игра «Сделай комплимент».
Литература: Л. Б Фесюкова «Воспитание сказкой» 2015
Н. В. Краснощёкова «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»2013
Н. Михайленко «организация сюжетной игры в детском саду»2010