Наталья Ерошенко
Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности дошкольнико в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дойкова Прасковья Афанасьевна
Ерошенко Наталья Юрьевна
воспитатель
МБДОУ №11
г. Канск
Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности дошкольнико в разных видах деятельности
В ФГОС говорится о то, что одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации ООП является – является поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. Поэтому современный воспитатель должен создать в группе условия для поддержки инициативы и самостоятельности ребенка.
Публикация «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности дошкольнико в разных видах деятельности» размещена в разделах
Одним из основополагающих условий для проявления детьми инициативы и самостоятельности в их конструктивных проявлениях - это создание общей атмосферы доброжелательности, принятия каждого, доверия эмоционального комфорта, тепла и понимания и для обеспечения взаимодействия с детьми, способствующего их эмоциональному благополучию у нас в группе создан экран «Мое настроение». Он помогает ребенку самостоятельно оценить свое эмоциональное состояние, и при необходимости привлекает внимание окружающих к своим трудностям. С помощью перемещения своей фотографии в разные зоны экрана ребенок может сказать о том, что ему необходима помощь воспитателя или друзей, или о том, что ему просто необходимо побыть одному в уголке уединения.
Для проявления детской инициативы необходимо вызвать интерес ребенка к той или иной деятельности. Заинтересовывать детей в проживании той или ной темы недели нам помогает планшет «Удивления». На нем размещается наглядный материал, соответствующий теме недели, побуждающий детей к поиску новых знаний по этой теме.
Поддерживать интерес к теме недели помогает и «Мини-музей», в котором проводятся тематические выставки книг, игрушек, рисунков, разнообразных коллекций. Пополняя музей экспонатами дети с удовольствием рассказывают о них, делятся друг с другом впечатлениями о экспозиции.
Показать свои знания о теме недели, дня, и определить пути поиска новых знаний дети могут в ходе группового сбора. Здесь дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. В течение дня групповых сборов может быть несколько. Они проводятся по мере необходимости обсуждения дальнейшей совместной деятельности или решения возникших проблем.
Кроме того, итогом тематической недели могут стать презентации мини проектов, реализованных детьми самостоятельно или вместе с родителями, таких как «Мои любимые сказки», «Моя любимая игрушка», «Мой лучший друг» и т. д.
Стандарт дошкольного образования определяет игру как сквозной механизм развития ребенка по средствам, которого реализуется содержание пяти образовательных областей, поэтому образовательный процесс мы стараемся выстроить в форме интересной для детей игры, в которой они могут помочь сказочному герою или своему товарищу, самостоятельно решить возникшую проблему, преодолеть свой страх "я не справлюсь", научиться объективно смотреть на возможные ошибки и неудачи, адекватно реагировать на них. Дети могут сделать выбор – работать одному в подгруппе, то есть в партнерстве с другими детьми или взрослыми. Право самоопределения в сотрудничестве как с взрослыми, так и с детьми, дает ребенку возможность приобретения опыта установления и расширения социальных контактов с разными людьми, опыта достижения договоренностей, распределения полномочий в сложившейся подгруппе, управления действиями других людей (в случае, их согласия, опыта достижения общего результата и его «презентации».
Содержание образовательного процесса реализуется в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Блок самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды (материалы для игры, рисования, лепки, конструирования, исследования-экспериментирования и др., обеспечивающей широкий выбор дел по интересам, позволяющей каждому ребенку включаться во взаимодействие с ровесниками или действовать индивидуально.
В течении дня дети могут самостоятельно определить вид своей дальнейшей деятельности и рассказать, чем бы он хотел заняться с помощью «Доски выбора». Это помогает воспитателю отследить какой цент в группе востребован, а какой необходимо пополнить интересными для детей материалами.
Основным условием для поддержки инициативы и самостоятельности детей – это признание ребенка полноценным субъектом образования. Учитывая это, мы стараемся создать в группе такие условия, в которых дети будут чувствовать себя полноценными хозяевами своей группы. Они участвуют в оформлении предметно развивающей среды, выбирают коллективные игры в режимных моментах, самостоятельно формулируют правила поведения в группе и помогают воспитателю схематично изобразить их.
Результаты своей деятельности дети могут увидеть и продемонстрировать, с помощью портфолио в оформлении которого они принимают активное участие. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей. Нами был выбран не стандартный способ фиксации достижений детей – «Дневник достижений». Он заключается в том, что каждый день недели изображается на листе в виде календаря с помощью символов, отмечаются те виды деятельности, в которых добился успеха ребенок в этот день. Получение каждого символа обговаривается после каждого занятия или на групповом сборе, поэтому собираясь домой ребенок может рассказать, за что он получил, тот или иной значок. В течении дня каждый ребенок имеет возможность получить, тот или иной символ или на занятии, или после занятия во время индивидуальной работы или выполняя поручения воспитателя. Всё это позволяет каждому ребенку оказаться в ситуации успеха, и стимулирует рост познавательной и творческой активности. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.