Получи документы

Создание условий для формирования лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР

Елена Милованова
Создание условий для формирования лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование правильной речи ребенка всегда являлось одной из основных задач развития дошкольника. Однако, за последние несколько лет прослеживается значительное увеличение количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами обозначился вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Публикация «Создание условий для формирования лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырё х компонентов:

1. Центральное место занимает речь воспитателя.

Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д) .

2. Систематические занятия по развитию речи.

3. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут) ; могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”.

4. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи. Таким местом является речевой уголок.

Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также занятий ИКР.

В его оборудование входят: стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, большое зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей. Уголок речевого развития должен соответствовать общему оформлению группы. Ему можно придумать название, например “Речевичёк”, “Учимся говорить правильно”, или просто выделить место.

Подбор материала должен соответствовать программным требованиям, возрастным и индивидуальным особенностям.

При подборе составляющих речевого уголка должны учитываться:

- наполняемость уголка;

- разнообразие материалов;

- возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений;

- доступность;

- системность;

- эстетика оформления;

- ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка).

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности. Это может быть Гномик, Матрёшка, Совунья и т. п. Хорошо, если у игрушки будет подвижным язычок, с помощью которого можно показывать положение язычка при произнесении разных звуков. Также можно сделать съёмными детали одежды игрушки (на пуговицах, клёпках, замочках, что даст возможность детям тренировать моторику пальцев рук.

Подбор материала должен соответствовать программным требованиям, возрастным и индивидуальным особенностям.

В каждой возрастной группе составляется каталог материала, находящегося в речевом уголке по следующей схеме:

1. Дидактические игры и упражнения:

а) для развития звукопроизношения;

б) для развития речевого дыхания;

в) для развития артикуляции;

г) для развития фонематического слуха;

д) для развития мелкой моторики;

е) словесные игры;

ж) настольно-печатные.

2. Картинки, картины и репродукции картин.

Нужно отметить, что наполняемость речевых уголков зависит от уровня речевого развития детей на каждом возрастном этапе и призвано развивать и совершенствовать имеющиеся у детей речевые возможности.

Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Литература:

1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов на Дону; изд. Феникс, 2011;

2. Безрукова О. А. Формирование системных лексических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / https://www.fonema.ru/site/library/?mode=ref&refid=0001;

3. Дьячкова, Л. С. Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР средствами ИКТ Логопед. - 2015. - №3;

4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2009;

5. Лалаева Р. И. ,Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - СПб. ;

6. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста – СПб 2005

7. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей.

8. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи –М. 2002

9. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста 2007г.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР» Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования.

Создание условий для формирования финансовой грамотности дошкольников по возрастам Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть.

Формирование лексико-грамматического строя речи дошкольников с использованием элементов театрализации С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с нарушениями речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее.

Конспект индивидуального занятия по развитию лексико-грамматического строя «Путешествие в мир игры» Тема: «Путешествие в мир игры». Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР «Водные обитатели» Цели: – систематизировать знания детей и активизировать словарь по теме «Водные обитатели». Задачи: Коррекционно-образовательные: – закрепить.

Конспект занятия по закреплению лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ «Чья проталина?» Цель: закрепление лексико-грамматического строя речи Коррекционные задачи: Обогащение, уточнение и активизация словаря по теме;.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников «Весёлая гусеничка»Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников «Весёлая гусеничка» Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников «Весёлая гусеничка» Актуальность В настоящее время.

Проект по развитию лексико-грамматического строя речи детей Цель проекта: развитие лексико-грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты. Задачи проекта:.

Структура логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи Структура логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Общее недоразвитие речи - это нарушение, при котором.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание условий для формирования лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 14:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для формирования лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Милованова (УИ 2132032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД