Елена Милованова
Создание условий для формирования лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильной речи ребенка всегда являлось одной из основных задач развития дошкольника. Однако, за последние несколько лет прослеживается значительное увеличение количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами обозначился вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Публикация «Создание условий для формирования лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.
Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырё х компонентов:
1. Центральное место занимает речь воспитателя.
Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д) .
2. Систематические занятия по развитию речи.
3. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут) ; могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”.
4. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи. Таким местом является речевой уголок.
Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также занятий ИКР.
В его оборудование входят: стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, большое зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей. Уголок речевого развития должен соответствовать общему оформлению группы. Ему можно придумать название, например “Речевичёк”, “Учимся говорить правильно”, или просто выделить место.
Подбор материала должен соответствовать программным требованиям, возрастным и индивидуальным особенностям.
При подборе составляющих речевого уголка должны учитываться:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материалов;
- возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка).
Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности. Это может быть Гномик, Матрёшка, Совунья и т. п. Хорошо, если у игрушки будет подвижным язычок, с помощью которого можно показывать положение язычка при произнесении разных звуков. Также можно сделать съёмными детали одежды игрушки (на пуговицах, клёпках, замочках, что даст возможность детям тренировать моторику пальцев рук.
Подбор материала должен соответствовать программным требованиям, возрастным и индивидуальным особенностям.
В каждой возрастной группе составляется каталог материала, находящегося в речевом уголке по следующей схеме:
1. Дидактические игры и упражнения:
а) для развития звукопроизношения;
б) для развития речевого дыхания;
в) для развития артикуляции;
г) для развития фонематического слуха;
д) для развития мелкой моторики;
е) словесные игры;
ж) настольно-печатные.
2. Картинки, картины и репродукции картин.
Нужно отметить, что наполняемость речевых уголков зависит от уровня речевого развития детей на каждом возрастном этапе и призвано развивать и совершенствовать имеющиеся у детей речевые возможности.
Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Литература:
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов на Дону; изд. Феникс, 2011;
2. Безрукова О. А. Формирование системных лексических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / https://www.fonema.ru/site/library/?mode=ref&refid=0001;
3. Дьячкова, Л. С. Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР средствами ИКТ Логопед. - 2015. - №3;
4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2009;
5. Лалаева Р. И. ,Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - СПб. ;
6. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста – СПб 2005
7. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей.
8. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи –М. 2002
9. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста 2007г.