Юдина Нина Ивановна
Консультация для родителей и педагогов «Автоматизация звуков при помощи мнемодорожек»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация "Автоматизация звуков при помощи мнемодорожек"
В логопедической практике всё чаще встречаются дети с комплексной природой речевых нарушений, включая общее недоразвитие речи на фоне дизартрии. При этом страдают не только артикуляционная и фонетическая аспекты, но также и просодические элементы речевого процесса. Данный дефект часто обусловлен органическим повреждением как центральной, так и периферической нервной системы, что приводит к продолжительному периоду реабилитации, особенно в стадиях автоматизации отдельных звуков.
Процесс коррекции речевых нарушений у детей с дизартрией может затягиваться из-за сопутствующих проблем, таких как общее недоразвитие речи (ОНР, которое негативно сказывается на формировании ключевых компонентов речевой системы, включая лексику, грамматику и фонетику, а также на высших психических функциях, таких как восприятие, память, мышление и внимание. Эти недостатки в психических процессах препятствуют эффективности коррекции речевой деятельности и становятся причиной ограниченности зрительного и слухового восприятия, что усложняет запоминание и усвоение материалов учебного плана.
В логопедической практике имеются различные традиционные методики, которые позволяют достичь определённых результатов в коррекционной работе в данном направлении. Основываясь на мнемотехнике — методе, который улучшает запоминание и увеличивает возможности памяти за счёт создания искусственных ассоциаций — я хотел бы поделиться с коллегами эффективными приёмами работы над звуками на этапе их автоматизации.
Запоминание можно разделить на четыре основных этапа:
1. Кодирование информации в визуальные образы,
2. Процесс запоминания,
3. Запоминание порядка информации,
4. Закрепление информации в памяти.
Необходимо подчеркнуть, что способность к запоминанию в первую очередь зависит от методов мышления и внимания, а не просто от памяти. Наличие нарушений в этих психических процессах значительно усложняет произвольное запоминание.
Мнемотехника не предполагает точного запоминания текстовой информации. Ясно, что как взрослые, так и дети воспроизводят текстовые данные, опираясь на вспомогательные визуальные образы.
Для детей с речевыми нарушениями особенно актуально развивать наглядно-образное мышление, используя символы, замены, графические аналогии и схемы. Эти элементы служат основой для создания искусственных ассоциаций, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.
Таким образом, использование символов представляет собой наиболее эффективный способ формирования процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного воспроизведения, как, например, в чистоговорках или стихах.
При необходимости точного воспроизведения, например, стихотворного текста, достаточно иметь схематичное изображение его отдельных частей, что содействует запоминанию и последующему воспроизведению целостного образа в рифмованном формате.
Основой мнемодорожек стали известные чистоговорки и стихи. На первый взгляд, несвязанные между собой изображения соединяются в единую сюжетную линию, с помощью которой сигнальные схемы помогают активизировать мыслительные процессы и процессы памяти.

