анна лобанова
Консультация «Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа.
Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи.
Публикация «Консультация „Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Дети с общим недоразвитием речи, являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.
Нарушения лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими. При общем недоразвитии речи наблюдается сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи и их взаимодействия.
Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания. Одной из главных задач развития речи является формирование её лексико-грамматического строя речи. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников.
Таким образом, нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
Задачи коррекционной работы по формированию
лексико-грамматических представлений
I. Формирование навыка общения – как основного источника развития языка.
1. Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:
• понимать обобщающие слова;
• понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;
• понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;
• понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;
• понимать количественные числительные.
2. Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:
• дифференцировать формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода;
• понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного и множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах;
• понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• понимать формы единственного и множественного числа глаголов: прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов.
3. Учить понимать простые предложения и короткие тексты.
II. Формирование понятия слова – как основного источника общения.
1. Cовершенствовать в речи детей обобщение своих знаний и представлений об окружающем:
• развивать способность общаться со взрослыми;
• расширять представления о предметах ближайшего окружения;
• развивать умения оперировать словарём, представленную ситуацию (предметную, глагольную, признаки).
2. Совершенствовать грамматический строй речи приё мами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:
• продолжать развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам: именительном, винительном, родительном, дательном, творительном;
• активизировать в речи образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• развивать умения образовывать и использовать в речи глаголы (в повелительном наклонении и инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени);
• продолжать развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
3. Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинё нных предложений:
• развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке;
• развивать умения дополнять предложения недостающими словами.
2. Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования:
• развивать умения образовывать однокоренные слова;
• расширять практическое усвоение в речи использования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;
• развивать умения пользоваться в речи несклоняемыми существительными;
• развивать умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
• совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных в роде, числе и падеже.
3. Учить строить предложения разной структуры:
• развивать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами;
• совершенствовать умения составлять простые предложения с противительными союзами;
• развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).
IV. Формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний.
1. Закрепить понятие слово и умение оперировать им:
• активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
• расширять эмоционально-оценочную лексику детей;
• совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
2. Закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
• продолжать упражнять в согласовании слов в предложении;
• совершенствовать умения образовывать (по образцу).
- однокоренные слова;
- существительные с суффиксами;
- глаголы с приставками;
- прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
3. Учить употреблять в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения:
• совершенствовать навыки и составление простых распространённых предложений однородными членами (по вопросам, демонстрации действия, по картине);
• совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставительными и сложноподчинё нными с придаточными: времени, следствия, причины;
• совершенствовать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
Составные части логопедической работы
по формированию лексико-грамматических категорий
I. Работа над развитием лексики.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики провидится по следующим направлениям:
1. расширение объёма словаря;
2. уточнение значений слов;
3. формирование семантической структуры слова;
4. организация семантических полей;
5. активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.
Игровые упражнения
1. Развитие ассоциаций.
Логопед называет слова – дети в ответ называют первое слово, какое припомнят. Слова называются по-одному: слова-предметы, слова-действия, слова-наречия и т. д.
2. Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки и даё тся задание разложить их на две группы: овощи и фрукты, мебель и посуда и т. д.
3. Найди лишний предмет.
4. Назови лишнее слово.
5. Назови одним словом.
6. Пара к паре ( подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка –).
7. Назови части.
8. Отгадай предмет по названию его частей.
9. Объясни, что общего у предметов.
10. Скажи наоборот.
11. На что похоже.
12. Закончи предложение.
13. Кто что умеет делать.
14. Составление загадок – описания по определённому плану.
15. Один –много.
16. Посчитай предмет до 5, 10.
II. Работа по формированию словообразования.
Выделяют три этапа логопедической работы по словообразованию:
1. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
3. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.