Оксана Кожанова
Структура логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
Структура логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи.
Общее недоразвитие речи - это нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика.
Публикация «Структура логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Словарь ребенка(5лет) представлен всеми частями речи; дошкольник активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него чувства языка. По мнению К. Д. Ушинского, именно чувство языка, или, как его еще называют, языковое чутье, подсказывает малышу ударения в слове, подходящий грамматический оборот, способ сочетания слов. Чувство языка позволяет дошкольнику найти самое точное слово, слышать ошибки в речи окружающих, исправлять собственные.
У ребенка с ОНР отмечается ограниченность словаря, как в активном, так и в пассивном плане. Преобладают слова-названия обиходно-бытовых предметов и действий. Недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия - характерные лексические особенности речи этой категории детей. Бедность словарного запаса приводит к частым заменам одного названия другим, причем замены происходят как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам. («стирает» - вешает белье, «кубик» - коробка, «рыбка» - аквариум, «присылалки» - письма.
Такое смешение понятий не всегда бросается в глаза при речевом общении: дети пользуются обиходными названиями, осмысленно заменяют одно слово другим - знакомым и понятным. Характерно, что все эти ошибки зафиксированы у ребят не до начала специального обучения, а в его процессе. Это свидетельствует о слабости лексического переноса, сниженном языковом чутье и неумении пользоваться морфологическими элементами при словообразовании.
В следствии этого, в работе по коррекции речевого развития, логопеды нередко отводят ведущее место словарю дошкольников: изучают с ними овощи, фрукты, выявляют между ними разницу, определяют времена года, зимующих и перелетных птиц и т. д. то есть пополняют общие знания детей.
А ведь это входит в обязанности воспитателя коррекционной группы. К тому же такая работа хоть и полезна, так как расширяет, уточняет словарь дошкольников, однако не способствует устранению аграмматизма - ведущего признака общего недоразвития речи, не формирует языковое чутье и не развивает различные функции речи : общение, познание, регулирование поведения и деятельности. И если учесть, что, помимо устранения лексико-грамматических нарушений, логопеду необходимо заниматься коррекцией произношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, внимания, связной речи, то эти функции брать на себя не целесообразно.
В своей работе я придерживаюсь авторского подхода Т. А. Ткаченко к проблеме формирования лексико-грамматических представлений, который состоит в следующем:
(Требования к формированию структуры занятия)
- Четкое деление функций между воспитателем и логопедом.
- Логопед на групповых занятиях знакомит детей с новой лексико-грамматической категорией, выявляет тех ребят, с которыми необходимо закреплять материал в процессе индивидуальных логопедических занятий, руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время.
- Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов.
-При планировании и проведении логопедических занятий акцент делается на изучаемой грамматической категории, словарь же служит «строительным материалом», из которого формируется стереотип закономерностей родного языка.
- При подготовке занятия не ставится задача уложить весь материал в одну-две лексические темы. Тем самым исключается лексическая замкнутость, а словарь ребенка расширяется без ограничений.
- Высокая умственная и речевая нагрузка, содержащаяся в каждом упражнении, не только позволяет добиться значительного обучающего эффекта, но и поддерживает интерес ребенка к занятиям.
-При выборе слов для занятия необходимо ориентироваться на постоянный подъем лексической планки, то есть на усвоение семантики новых слов, тренинг по их использованию в словосочетаниях и предложениях.
- Последовательность занятий должна быть установлена в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи ребенка при общем ее недоразвитии.
В зависимости от типа занятия, от коррекционных и воспитательных задач логопед, формируя структуру занятия, подбирают те или иные компоненты, как приведенные выше, традиционные, так и творчески переработанные, модифицированные с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Развитие лексико-грамматического строя речи происходит на логопедических занятиях, которые с учетом специальных и дошкольных требований.
Поэтому при подготовке к занятию логопеду необходимо :
1. Обозначить тему занятия и цели, которые нужно достигнуть;
2. Определить предметный и глагольный словарь, которые дети впоследствии должны усвоить и применять в своей речи;
3. Исходя из темы и целей занятия, подобрать грамматический и лексический материал;
4. При подготовке занятия необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
5. Важно обозначить основные этапы занятия и формулировать цель для каждого этапа;
6. Необходимо постепенно усложнять задания, а также включать дидактические и игровые упражнения;
7. Следует уделять особое внимание организации занятий, включать в каждое занятие повторение изученного материала.
Необходимо воспитывать у детей самоорганизацию, это даст им возможность поучаствовать в коллективно речевой деятельности. Для этого детям предлагается свободно выбрать место для занятия, но так чтобы было хорошо видно предложенный материал, также дети смогут общаться друг с другом, а это повышает продуктивность занятия. На протяжении всего занятия важно стимулировать общение между детьми и логопедом. Для этого можно подобрать вопросы, которые направлены каждому ребенку либо группе детей, применение картинок и других интересных пособий помогут вызвать интерес к занятию у детей. Важно разделять эмоциональные моменты так, чтобы интересные упражнения или игры проводилось тогда, когда у детей чувствуется усталость. При появлении трудностей у ребенка, логопед не делает замечания детям, так как они могут негативно прореагировать.
Для исправления ошибок у детей существует несколько вариантов:
1. Можно попросить обозначить и исправить ошибку другого ребенка;
2. Повторить правильный ответ хором, а затем правильный ответ повторяет тот ребенок, который допустил ошибку;
3. Достаточно аккуратно исправить ребенка в процессе занятия;
4. Привлечение внимания всех детей к ответу ребенка, и определение допущенной ошибки.
Лучше всего логопедические занятия проводить в игровой форме. Так как это облегчает понятие материала, развивает слуховое внимание, способствует правильному восприятию речи. Использование дидактической игры позволяет развивать детей, формировать навыки словарной деятельности. Дидактическая игра является многообразным, сложным педагогическим явлением. Она является формой обучения, и в то же время игровым методом обучения детей дошкольного возраста. Это средство всестороннего развития ребенка. Именно при использовании этого метода дети получают возможность обогащать, активизировать, конкретизировать, совершенствовать свой словарь.
Таким образом, рекомендаций по формированию структуры логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей достаточно много. Различные авторы разработали большое количество методик, рекомендаций и пособий в этом направлении. Каждый логопед выбирает для себя наиболее эффективные рекомендации, которые так полезны при формировании лексико-грамматического строя речи у детей.
Литература
1. ЕфименковаЛ. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
2. Кроткова А. В. Дроздова Е. Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед,20004-№4.
3. Козырева О. А. Борисова Н. Б. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, 2016 (ЭБС СКФУ)
4. Тимофеева Г. С. Формирование лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста //Логопед-2005-№2.
5. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи М., 1991г