Анна Сазонова
Формирование лексико-грамматического строя речи дошкольников с использованием элементов театрализации
▼ Скачать + Заказать документы
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с нарушениями речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Поэтому одной из задач в ДОУ является формирование у них грамотной речи, так как в дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности.
Публикация «Формирование лексико-грамматического строя речи дошкольников с использованием элементов театрализации» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы может помочь решить театрализованная деятельность.
Ведь именно театрализованная деятельность помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и «раскрываются».
Во время таких игр интенсивно развивается речь, выполняя грамматические упражнения, дети учатся:
- дифференцировать существительные в ед. и мн. числе:
-образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами:
- образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные прилагательные ;
- закреплять и дифференцировать предлоги:
- составлять простые и сложные предложения ;
Для развития лексико-грамматического строя речи ребенка с элементами театрализации необходимо придерживаюсь следующих критериев:
1. Создание условий для развития речевой и творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.)
2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами театров)
3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Использование театральной деятельности в целях развития речи детей становится возможным при выполнении следующих условий:
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей);
- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- создании соответствующей развивающей предметно-пространственной среды;
- последовательном ознакомлении с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей;
- насыщении интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием.
Вывод:
Использование элементов театральной деятельности в развитии речи детей учит их умело пользоваться средствами языка в реальных условиях речевого общения. Ребенок, пользуясь всеми имеющимися у него в запасе речевыми средствами, умеет произвольно строить и перестраивать высказывания, использовать в речевом общении разные виды предложений.
Театрализованные деятельность способствует формированию интереса к учению у дошкольников, приносит им успех и радость творческого общения, дает возможность прочно закрепить лексический и грамматический материал, необходимый для развития навыков и умений устной речи.
Участие ребенка в театральных постановках, творческий характер его деятельности, привлекательность этой деятельности, открывает для дошкольников новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, возможности прикладывать необходимые условия, направленные на преодоление трудностей. Театрализованная деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов, изменяет характер влияния нарушений речевой деятельности и на деятельность в целом.