Лапан Людмила Прокопьевна
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР «Водные обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
– систематизировать знания детей и активизировать словарь по теме «Водные обитатели».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– закрепить знания по теме;
– закрепить знания о разнообразии подводного мира;
– закреплять умение работать с помощью наглядного материала;
– закреплять умение анализировать свои ответы и ответы детей.
Коррекционно-развивающие:
– стимулировать речевую и познавательную активность;
– развивать мыслительные процессы (самостоятельные выводы и заключения);
Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР „Водные обитатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
– уточнять, расширять и активизировать словарь по теме;
– совершенствовать грамматический строй речи;
– учить правильному употреблению существительных в форме родительного, винительного, творительного падежей, единственного и множественного числа.
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать интерес к живой природе, умению в ней общаться, используя собственный опыт и наблюдение;
– формировать умение действовать в соответствии с инструкцией взрослого;
– закреплять навыки произвольного поведения на занятии.
Предварительная работа
– рассматривание иллюстраций, альбомов, наборов карточек по теме;
– беседа с детьми о рыбах, речных, аквариумных, морских обитателях;
– просмотр фильмов о подводном мире;
– рисунки и поделки детей на заданную тему.
Оборудование: Проектор. Наглядно-дидактический материал по теме «Водные обитатели». Две ракушки (большая и маленькая). Предметы для опыта с водой (стаканчики, трубочки, соль).
Ход занятия:
I. Организационный момент
Задаем детям вопросы:
Почему так говорят: «Молчит как рыба»; «Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда»; «Открывает рыба рот, но не слышно, что поет»?
Каждый верный ответ и умозаключение поощряется логопедом. Вручается «фант от Знайки».
II. Основная часть.
1. Введение в тему.
Назови, одним словом обитателей изображенных на слайде. (Водные)
Я перечислю некоторые из них, в вы назовите их среду обитания :
а) щука, карп, ротан (река);
б) сом, угорь, пескарь (дно реки);
в) Что общего у этих рыбок? (строение, качество воды – пресная)
2. Игра «Не разорви цепочку». Дети становятся в круг.
Назовите всех водных обитателей : морских и пресных вод. Мяч при ответе передается от одного ребенка к другому.
Далее дети проходят, садятся.
3. Игра на развитие логического мышления «Что, где бывает?»
- Детям предлагается изображение ежей.
Задается вопрос – «Где можем встретить этих обитателей»?
Дети отвечают на вопрос и отмечают схожее и противоположное.
- Детям предлагается три изображения. Ключевое слово звезда. Необходимо объяснить три значения, три разных по лексике слова.
Звезда морская, звезда на небе, звезда Кремля.
Дети должны проявить свои знания и объяснить лексическое значение слов.
- Логопед сообщает: «В быту электрический ток, а что можно встретить связанное с электричеством в воде?» (Электрический скат)
- Логопед спрашивает: «Какое значение имеет слово игла»? «Где мы можем столкнуться с этим предметом или увидеть что-то необычное»?
1 вариант. Игла для шитья. Ребенок описывает способ действия.
А в воде?
2 вариант. Рыба игла.
Детям задается вопрос: «Есть ли что-либо объединяющее их? (Форма)
- Игра продолжается. Логопед выставляет изображение птицы и летучей рыбы.
Дети должны отметить схожее и различие.
- Далее логопед задает вопрос: «В реке рак, а в море….»? (Краб)
Что вы видите у них общего? (Панцирь и необычный способ передвижения)
Каждый правильный ответ поощряется вручением «фанта от Знайки».
4. Игра «Подбери нужное слово, объясни свой выбор»
Детям предлагается следующий материал. Картинки с изображениями:
Сухопутной и морской черепахи.
Далее вопрос:
• На земле черепаха какая? (Сухопутная)
А в воде? (Морская)
Верно, молодцы!
• Улитка живет на земле, а в море какая? (Водная)
Сравниваются два изображения.
• На земле куст.
А в море, что напоминает на строение ветвей? (Коралл)
Верно, показывается картинка, сравниваются два изображения. Следуют ответы детей (сравнительный анализ).
5. Игра-задание.
Логопед просит детей : «Изобразите с помощью голоса шум моря.
В каком необычном морском предмете можно услышать голос моря?» (Ракушка)
Детям предлагается одна большая ракушка и одна маленькая.
Где шум море слышится более отчетливо?
Дети на основе опыта приходят к выводу, что в большой ракушке, шум сильнее. Каждый высказывает собственное мнение.
6. Логопед сообщает, что сейчас всем необходимо переместиться в лабораторию. И предлагает следующее задание.
• Посмотрите, ребята, у вас в стаканчиках пресная вода. Какие у нее свойства? (Без запаха и вкуса)
• Можно ли пресную воду превратить в морскую, что для этого нужно? (Соль)
Каждому предлагается растворить ложечку соли в воде. Отмечают ее новое свойство. (Соленая, но по-прежнему нет запаха)
• На экране перед детьми появляется изображение акваланга.
Для чего люди создали акваланг? (Ответы детей)
Далее детям предлагается опыт.
Берем стакан с водой, вдыхаем воздух через нос и выдыхаем через рот в трубочку, опущенную в жидкость.
Что образует пузыри? Чем дышит человек, а чем рыба? Объясните, что делает кит, поднимаясь из воды?
Поощряет каждый правильный ответ.
7. Далее объявляется конкурс «Умники и умницы»
Детям предлагается блиц-опрос. Правильный ответ – фишка, кто быстрее ответит. (Отмечаются ответы краткие.)
Вопросы. Если возьмем рыбу в руку, что произойдет?
Как называется суп из рыбы?
Чем ловит рыбу человек?
Кто такие мальки?
Сколько ног у осьминога?
Что такое подводная охота?
Назовите самое кровожадное и опасное морское чудовище?
Какой водный обитатель может спасти тонущих людей, пытаясь поднять своим телом на поверхность?
Самое огромное морское животное?
На кого нападают акулы? Что их привлекает?
От какого слова образовано название рыба пескарь?
Чего не умеет делать рыба глазами?
Где легче научиться плавать в реке или в море?
Как ловит рыбу бурый медведь?
8. Логопед читает отрывок из стихотворения:
«К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Это рыба не простая,
Рыбка это золотая…»
Вопросы к детям. Как называется эта сказка?
Какие еще вы знаете сказки, в которых встречаются обитатели воды? («По-щучему велению», в сказке Ершова «Конек-Горбунок» персонаж кит и т. д.)
Почему люди в устном народном творчестве используют такие образы? Как вы думаете для чего?
Подведение итогов: «Человек сам часть природы, поэтому ему интересно, всё, что его окружает. Он исследует мир, в котором живет».
9. Игра «Юный философ». Детям предлагается ответить на следующие вопросы:
Как сделать так, чтоб рыб и водных обитателей стало больше на земле, чтобы они не исчезали?
Предлагается ситуация. Представьте себе, если бы кто-то из вас стал директором комбината. Вам необходимо было сохранить воду чистой, но при этом смывать в нее отходы производства? (Использовать очистные сооружения)
Сообщает: В нашей реке Урал водятся раки. О чем это говорит? (Раки водятся только в чистой воде)
10. Пластические эпизоды.
«Изобрази любого водного обитателя».
Поощряются дополнительно те дети, которые используют не только пластику действий, но мимику лица.
11. Итог. Вопрос: «А кто-нибудь из вас знает, что это за рыбка «анчоус?» Как она выглядит?»
Далее логопед угощает детей соленым, сушеным анчоусом.
И затем дифференцированная оценка деятельности детей, подсчет количества фантов и награждение колпаком «Умника» и «Умницы».