МААМ-картинки

Создание педагогических условий для художественно-эстетического развития детей раннего возраста

Наталья Горбенко
Создание педагогических условий для художественно-эстетического развития детей раннего возраста

Создание педагогических условий для художественно-эстетического развития детей раннего возраста

Горбенко Наталья Николаевна

Воспитатель

МОУ «Тавровская СОШ "Формула успеха"

структурное подразделение «Детский сад»

Белгородского района Белгородской области.

Актуальность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, представлены пять образовательных областей.

Публикация «Создание педагогических условий для художественно-эстетического развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Все выделенные в стандарте образовательные области необходимы для всестороннего развития ребенка на всех этапах дошкольного детства но, пожалуй, именно область «Художественно – эстетического развития» обладает таким мощным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспитательно-образовательном процессе, что позволяет формировать у детей ассоциативные связи, способствующие развитию воображения, творческого начала, обобщенных способов создания изображения, без чего не возможно развитие изобразительной деятельности, интеллектуальных и сенсомоторных способностей.

Основная часть.

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, художественно-речевой, игровой)».

Для того чтобы эффективно осуществлять педагогический процесс по художественно-эстетическому развитию личности ребенка нужно создавать педагогические условия в детском саду, начиная уже с самого раннего возраста.

Первым и важным условием является создание развивающей предметно-пространственной среды. Правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта, способствует развитию художественных способностей детей, воспитанию эмоциональной отзывчивости.

В нашей группе раннего возраста мы постарались создать эстетически привлекательную предметно – пространственную среду, соответствующую возрасту детей. При этом постарались сделать её содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

В нашей группе создан центр детского творчества. Центр представляет собой столик-стеллаж со стульчиком— удобный и компактный. Ребенок при желании в любое свободное время может заняться творчеством.

В нем размещены дидактические игры и пособия по ознакомлению с цветом, формой, размером, сюжетной и декоративной аппликацией из готовых форм (без наклеивания, аппликацией из ваты. При организации центра учтены интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия).

Эти игры не только знакомят с цветом и формой, но и учат правильно располагать изображение на плоскости, развивают мышление и воображение.

В творческом центре размещены различные изобразительные материалы для традиционных техник рисования: карандашами, гуашью, фломастерами, мелками.

А также материалы и оборудование для использования нетрадиционных техник: рисования ладошкой, пальчиком, пучком ватных палочек, различные штампики, печатки.

На полочках размещены материалы и оборудование для лепки и пластилинографии. Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений. Взаимодействуя с пластилином дети приобретают сенсорный опыт: чувство пластики, формы, веса.

Помимо традиционной техники лепки малыши знакомятся с элементами пластилинографии: дополняя готовое изображение, лепят комочки пластилина на бумагу, осваивают технику размазывания пластилина по бумаге, оставляют отпечатки на пластилине различными предметами.

Рядом с центром в группе оборудовано место для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ - «Наш вернисаж».

Дети нуждаются в позитивной оценке результатов своей деятельности.

Работы располагаются на уровне их глаз, чтобы можно было взять работу в руки, полюбоваться, показать сверстникам, должны иметь доступ к выставке. Для дальнейшего хранения творческих работ детей работ подготовлены индивидуальные папки, которые в конце года передаются родителям.

Центр конструктивно – модельной деятельности.

В этом центре дети приобщаются к конструированию, знакомятся с различными видами конструкторов.

Здесь находятся кубики и конструкторы различных размеров и форм и игрушки для обыгрывания построек. Мы поощряем желание детей строить самостоятельно, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом, обыгрывать постройки. В ходе таких игр у детей развиваются творческие способности, речь, формируются коммуникативные навыки.

В музыкальном центре мы разместили музыкальные инструменты, озвученные игрушки, музыкальные дидактические игры. Они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, развивают фонематический слух и чувство ритма.

В театральном центре размещены театры различных видов: настольные, пальчиковые, театр на стаканчиках, куклы би - ба - бо, а также шапочки – маски. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, создать радостную атмосферу. Музыкальный и театральный центры тесно связаны с центром книги.

Центр книги помогает формировать и расширять представления детей об окружающем, навыки слушания художественных произведений и обращения с книгой, воспитывает интерес и любовь к русскому народному творчеству. Сюда мы помещаем детскую художественную литературу по программе, книжки – игрушки, тематические альбомы и иллюстрации для рассматривания, альбомы с фотографиями детей и их родителей, дидактические игры по познавательному и речевому развитию. Содержание книжного центра меняется и дополняется в зависимости от темы недели.

Большой эмоциональный отклик взывает у детей знакомство с русскими народными сказками. В нашем книжном центре они представлены в 3 – 4 различных изданиях. Мы поощряем желание детей слушать чтение книг, рассматривать иллюстрации, действовать с персонажами настольного театра, озвучивать их, передавать характерные особенности героев.

Второе условие - педагогическое руководство деятельностью детей.

Воспитатель должен стараться подобрать интересные темы для ребят, учитывая их впечатления от окружающей действительности.

Существует множество методов и приемов обучения детей рисованию (беседа, словесно-наглядный прием, наглядно-образный и игровые приемы, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического - изобразительного восприятия.

Обучение рисованию в раннем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель – сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок». Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.

Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в группе раннего возраста продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей платье.

Третье условие – организация взаимодействия с семьями детей.

Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника необходимо согласование усилий детского сада и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

• вовлечение семьи в образовательный процесс.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

• повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Данное направление деятельности осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

Заключительная часть.

Развивать творческие способности детей нужно везде и всегда. Мы должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию : обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр., хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.

Таким образом, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Публикации по теме:

Хеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возрастаХеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возраста Разрешите вам представить опыт МАДОУ ЦРР № 27 «Росинка» г. о. Ступино Московской области по теме «Хеппенинг, как технология художественно-эстетического.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание педагогических условий для художественно-эстетического развития детей раннего возраста
Опубликовано: 15 мая 2024 в 16:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание педагогических условий для художественно-эстетического развития детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Горбенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 сентября. День напоминания правил Детского сада. Передвижка

Начинается новый учебный год и пришла пора напомнить родителям правила посещения детьми детского сада.

1 сентября. День знаний. Передвижка

Учебный год в России начинается 1 сентября.Это важная дата для детей и родителей, тем более что это еще и День знаний. В детских садах тоже отмечают этот праздник — ведь в дошкольных учреждениях...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД