Наталья Горбенко
Создание педагогических условий для художественно-эстетического развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Создание педагогических условий для художественно-эстетического развития детей раннего возраста
Горбенко Наталья Николаевна
Воспитатель
МОУ «Тавровская СОШ "Формула успеха"
структурное подразделение «Детский сад»
Белгородского района Белгородской области.
Актуальность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, представлены пять образовательных областей.
Публикация «Создание педагогических условий для художественно-эстетического развития детей раннего возраста» размещена в разделах
Все выделенные в стандарте образовательные области необходимы для всестороннего развития ребенка на всех этапах дошкольного детства но, пожалуй, именно область «Художественно – эстетического развития» обладает таким мощным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспитательно-образовательном процессе, что позволяет формировать у детей ассоциативные связи, способствующие развитию воображения, творческого начала, обобщенных способов создания изображения, без чего не возможно развитие изобразительной деятельности, интеллектуальных и сенсомоторных способностей.
Основная часть.
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, художественно-речевой, игровой)».
Для того чтобы эффективно осуществлять педагогический процесс по художественно-эстетическому развитию личности ребенка нужно создавать педагогические условия в детском саду, начиная уже с самого раннего возраста.
Первым и важным условием является создание развивающей предметно-пространственной среды. Правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта, способствует развитию художественных способностей детей, воспитанию эмоциональной отзывчивости.
В нашей группе раннего возраста мы постарались создать эстетически привлекательную предметно – пространственную среду, соответствующую возрасту детей. При этом постарались сделать её содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.
В нашей группе создан центр детского творчества. Центр представляет собой столик-стеллаж со стульчиком— удобный и компактный. Ребенок при желании в любое свободное время может заняться творчеством.
В нем размещены дидактические игры и пособия по ознакомлению с цветом, формой, размером, сюжетной и декоративной аппликацией из готовых форм (без наклеивания, аппликацией из ваты. При организации центра учтены интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия).
Эти игры не только знакомят с цветом и формой, но и учат правильно располагать изображение на плоскости, развивают мышление и воображение.
В творческом центре размещены различные изобразительные материалы для традиционных техник рисования: карандашами, гуашью, фломастерами, мелками.
А также материалы и оборудование для использования нетрадиционных техник: рисования ладошкой, пальчиком, пучком ватных палочек, различные штампики, печатки.
На полочках размещены материалы и оборудование для лепки и пластилинографии. Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений. Взаимодействуя с пластилином дети приобретают сенсорный опыт: чувство пластики, формы, веса.
Помимо традиционной техники лепки малыши знакомятся с элементами пластилинографии: дополняя готовое изображение, лепят комочки пластилина на бумагу, осваивают технику размазывания пластилина по бумаге, оставляют отпечатки на пластилине различными предметами.
Рядом с центром в группе оборудовано место для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ - «Наш вернисаж».
Дети нуждаются в позитивной оценке результатов своей деятельности.
Работы располагаются на уровне их глаз, чтобы можно было взять работу в руки, полюбоваться, показать сверстникам, должны иметь доступ к выставке. Для дальнейшего хранения творческих работ детей работ подготовлены индивидуальные папки, которые в конце года передаются родителям.
Центр конструктивно – модельной деятельности.
В этом центре дети приобщаются к конструированию, знакомятся с различными видами конструкторов.
Здесь находятся кубики и конструкторы различных размеров и форм и игрушки для обыгрывания построек. Мы поощряем желание детей строить самостоятельно, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом, обыгрывать постройки. В ходе таких игр у детей развиваются творческие способности, речь, формируются коммуникативные навыки.
В музыкальном центре мы разместили музыкальные инструменты, озвученные игрушки, музыкальные дидактические игры. Они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, развивают фонематический слух и чувство ритма.
В театральном центре размещены театры различных видов: настольные, пальчиковые, театр на стаканчиках, куклы би - ба - бо, а также шапочки – маски. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, создать радостную атмосферу. Музыкальный и театральный центры тесно связаны с центром книги.
Центр книги помогает формировать и расширять представления детей об окружающем, навыки слушания художественных произведений и обращения с книгой, воспитывает интерес и любовь к русскому народному творчеству. Сюда мы помещаем детскую художественную литературу по программе, книжки – игрушки, тематические альбомы и иллюстрации для рассматривания, альбомы с фотографиями детей и их родителей, дидактические игры по познавательному и речевому развитию. Содержание книжного центра меняется и дополняется в зависимости от темы недели.
Большой эмоциональный отклик взывает у детей знакомство с русскими народными сказками. В нашем книжном центре они представлены в 3 – 4 различных изданиях. Мы поощряем желание детей слушать чтение книг, рассматривать иллюстрации, действовать с персонажами настольного театра, озвучивать их, передавать характерные особенности героев.
Второе условие - педагогическое руководство деятельностью детей.
Воспитатель должен стараться подобрать интересные темы для ребят, учитывая их впечатления от окружающей действительности.
Существует множество методов и приемов обучения детей рисованию (беседа, словесно-наглядный прием, наглядно-образный и игровые приемы, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического - изобразительного восприятия.
Обучение рисованию в раннем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель – сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок». Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в группе раннего возраста продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей платье.
Третье условие – организация взаимодействия с семьями детей.
Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника необходимо согласование усилий детского сада и семьи, в которой он воспитывается.
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:
• вовлечение семьи в образовательный процесс.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
• повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Данное направление деятельности осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
Заключительная часть.
Развивать творческие способности детей нужно везде и всегда. Мы должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию : обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр., хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.
Таким образом, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.