Марина Малютина
Консультация для родителей «Создание комфортной среды для ребенка с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую, терапевтическую значимость. Необходимо позаботиться о том, чтобы детская комната стала для ребенка крепостью, комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникает необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний. Это потребует выполнения ряда необходимых условий: Первое условие – безопасность. Детская комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет бегать, прыгать, карабкаться по мебели и т. д., поскольку у аутичного ребенка часто отсутствует «чувство края», а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия; поэтому необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов; также в комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся). Второе условие – обеспечение комфорта и уюта. Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах; электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза. Третье условие – наличие необходимого оборудования: стол, стул; разнообразные игрушки, например: строительные наборы, матрешки, вкладыши, куклы, машинки, кукольная посуда, аптечка; музыкальные инструменты, а также игры: для развития мелкой моторики, настольно печатные и др. ; детские книжки, материалы для творчества, спортивное оборудование. Четвертое условие - фиксированные места для хранения вещей и игрушек, т. е. в комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он – необходимое условие жизни. Также необходимо, чтобы и занятия проводились в определенном месте или в отдельной комнате в специально отведенное время. Такая пространственно-временная «разметка» помогает формированию у ребенка учебного стереотипа. Он постепенно привыкает к тому, что в комнате, где он играет, есть специальный стол, за которым не развлекаются, а занимаются, или если комнат несколько, что есть особая комната для игр. Он должен знать, что кухня – для еды, спальня – для сна, а учебная комната - для занятий. Место для занятий должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организовано. Поэтому целесообразно, чтобы педагог и ребенок, садясь за учебный стол, оказались лицом к стене, а не к комнате, заполненной игрушками и пособиями, и не к двери, которую кто-то может приоткрыть и этим помешать занятию. На самом столе должно находиться только то, что понадобится для выполнения, для проведения одного конкретного занятия, для выполнения одного задания. Остальные материалы педагог может держать под рукой на полке или в ящике, но вне зрительного поля ребенка, и доставать их по мере необходимости, а предыдущие убирать. Позже это может стать обязанностью самого ребенка : у него появятся отдельные коробки, где хранятся материалы для разных занятий, которые он будет последовательно доставать, использовать, а затем убирать. Ребенок должен привыкнуть к тому, что занятия всегда проводятся в одно и то же время. При этом обычно он четко усваивает последовательность, которую ему предлагает взрослый, например «занятие – еда – игра». По содержанию занятие на первых порах может быть продолжением игры. Ведь, усадив ребенка за стол, мы далеко не всегда можем рассчитывать на его произвольное сосредоточение; поэтому исходно мы предлагаем ему какие-либо заведомо приятные виды занятий: мозаика, пазлы, кубики, которые можно группировать по цвету, карандаши и фломастеры, которыми можно рисовать «дорожки», «лужи» и т. д. Требования к организованности, произвольному сосредоточению ребенка пока что совсем не предъявляются, так как мы преследуем следующие цели: - сформировать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к занятиям. Если сразу же начнем задавать вопросы и требовать организованных произвольных действий, то, скорее всего, сформируем стойкий негативизм в отношении обучения; - зафиксировать, отметить время и место занятия, что служит основой стереотипа учебного поведения; - постепенно закрепить определенную последовательность действий по подготовке к занятию (достать необходимые материалы, разложить их определенной последовательности) и действий, связанных с завершением занятия (например, положить рисунок на просушку, помыть кисточки, убрать карандаши в коробку). Ребенка обязательно нужно эмоционально поощрять, говорить, что с каждым разом у него получается все лучше, ставить его работу «на выставку, чтобы все полюбовались» или дарить ее маме. Необходимо создавать всегда для аутичного ребенка ситуацию 100% успеха. Трудности аутичного ребенка, в том числе и его обучения, во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением психофизического тонуса. Такому ребенку необходимы специальные занятия по моторному развитию или хотя бы включение эпизодов таких занятий в игру. Для этого в игровой комнате всегда должен присутствовать спортивный комплекс, горка, мячи разных размеров, могут быть и специальные спортивные снаряды. Основной целью занятий по моторному развитию является формирование способности ребенка к произвольной организации движений собственного тела. Ему необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса, снятия эмоционального напряжения. Любое обучающее занятие с ребенком должно ориентироваться, в первую очередь, на возможности его произвольного внимания, именно таким образом мы достаточно быстро сможем продвигаться в освоении любых навыков. Практика работы с аутичными детьми показывает, что правильно организовав комфортную среду, можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка. Не бойтесь пробовать. Помните, что результат будет достигнут лишь в ходе постоянной, регулярной тренировки.