Зульфия Равхатовна Мельник
Из опыта работы «Создание среды, которая соответствует потребностям ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время остро встаёт проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно-ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению образовательной среды дошкольного учреждения.
Публикация «Из опыта работы „Создание среды, которая соответствует потребностям ребенка“» размещена в разделах
Понятие образовательная среда - одно из ключевых для образования психологических и педагогических понятий, сейчас активно разрабатываемое. В этом контексте особенно важны выявленные психологами основные потребности и возможности удовлетворения и развития: физиологических потребностей; потребностей в безопасности; потребности в усвоении групповых норм, идеалов и т. д.
Под образовательной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку,рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленной. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе образовательной среды.
Образовательная среда должна быть достаточно связанной с тем, чтобы ребёнок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой как состороны ребёнка, так и со стороны педагога.
Образовательная среда детства включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природная среда и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий.
Грамотно организованная образовательная среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
1. Теоретическое обоснование
В дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления психологического и физического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания образовательной среды. Само это понятие образовательная среда было введено в лексикон педагогов и дизайнеров в 1988г., когда вышла концепция дошкольного воспитания, исследования же в этой области были начаты значительно раньше.
Концепция построения развивающей среды служит её теоретической основой.
Непременным условием построения среды в ДОО является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми. Стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, отношений взрослого и ребёнка.
Цель взрослого -содействовать развитию ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечение чувства психической защищённости, доверия ребёнка к миру, радости существования; формирования культурных начал личности, индивидуальности.
Наш педагогический коллектив разработал и реализовал педагогический проект по организации и совершенствованию образовательной, развивающей предметно-пространственной среды, которая :
-гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
-обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
-способствует профессиональному развитию педагогических работников;
-создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
-обеспечивает открытость дошкольного образования;
-создаёт условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В соответствии с ФГОС в определении общих требований к предметно-развивающей среде образовательного учреждения выделены принципы построения образовательной среды :насыщенность, трансформируемость, полифункциональность,вариативность, безопасность, доступность.
Насыщенность среды в группе соответствует возрастным возможностям детей, расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от меняющих интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообраз-ного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм, природных материалов.
Вариативность среды предполагает : наличие в группе различных пространств (для игры, уединения, а также разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей. Доступность среды для воспитанников это свободный доступ детей к игрушкам, играм, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности. Безопасность предметно – пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
В психологии образовательная среда тесно связана с понятием социальной ситуации развития, что предполагает соответствие возрасту ребёнка. В связи с этим среда- условие творческого саморазвития личности ребёнка.
Сопоставляя эти принципы и анализируя требования к созданию образовательной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения можно заключить, что образовательная среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности, а также является источником получения знаний и социального опыта.
2. Система работы
Необходимым условием в развитии ребёнка в нашей дошкольной группе является его психологическое состояние, физическое развитие и укрепление здоровья. Для этого образовательная среда группы организуется с учётом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Наша задача - создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активности, деятельности и отдыха.
Работа планируется с учётом САНПИН 2.4.1.3049-13 (Пост. Главного гос. Сан. врача РФ от 15мая 2013г. №26 Зарег. В Минюсте РФ 29мая 2013г.
Регистр. № 28564 и с требованиями к условиям реализации программы.
2.1. Цели и задачи
Целью опыта стало создание единой образовательной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребёнка,как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
В качестве основных задач опыта были определены :
-создание образовательной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребёнка, развивающей его уверенность в себе, творческие способности, инициативу, самостоятельность, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботится о людях, окружающем мире;
-освоение педагогами новых образовательных технологий;
-овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании образовательной среды, способствующими повышению их профессиональной компетентности.
Система педагогического взаимодействия в дошкольной группе
Вопрос создания образовательной среды в дошкольной группе стоит особо актуально. Это связано с тем, что во ФГОС ДО отдельно выделены требования к развивающей образовательной среде : (п. 3.3. ФГОС ДО).
Развивающая образовательная среда состоит из следующих компонентов:
-взаимодействие участников педагогического процесса;
-развивающая предметно-пространственная среда;
-содержание дошкольного образования.
Взаимодействие педагогов в дошкольной группе базируется на следующих принципах: добровольность, сотрудничество, уважение интересов друг другу, соблюдение законов и нормативных актов. Образовательный процесс как взаимодействие-это многоплановое сотрудничество всех сторон: детей, педагогов, родителей. Взаимодействие участников образовательного процесса это модель:ребёнок-ребёнок,педагоги-дети,педагог-родители,администрация-педагоги. Основной формой взаимодействия ребёнок-ребёнок является игра. В режиме дня дошкольной группы воспитатели обязательно отводят время для самостоятельного развёртывания детьми игровой деятельности, различных видов игр (творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы).В игре происходит развитие эмоциональной сферы и психических процессов личности. Следующая модель взаимодействия:педагоги –дети. Основной формой работы воспитателей в дошкольной группе с детьми является рассматривание, наблюдения, беседы,разговоры, экспериментирование, исследование, чтение, реализация проектов. Организованная совместная с детьми деятельность позволяет нашим воспитателям осуществить интеграцию всех образовательных областей. А также наши воспитатели тесно взаимодействуют с родителями через традиционные и нетрадиционные формы работы. Традиционно проводим коллективные родительские собрания, консультации. Индивидуальные формы работы : консультации, беседы; и наглядные формы работы : стенды, выставки, фото, дни открытых дверей. В нетрадиционной форме в дошкольной группе проводим совместные досуги, праздники, выставки; выявляем интерес, запрос родителей.
Создавая в дошкольной группе развивающую предметно-пространственную среду, многогранно влияющую на развитие ребенка, наш педагогический коллектив начали свою деятельность с изучения нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста. Мы провели изучение особенностей групповых помещений, выявили особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников. В данный период нами были разработаны и проведены тематические консультации: «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения»; «Эстетические требования предъявляемые к оформлению группы».
Перед нами встала задача подготовить оснащение методического кабинета по данной теме. В помощь воспитателям были организованы выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей среды (фотоматериалы, публикации из журналов по вопросам эстетического оформления помещений). Составили и периодически пополняем:
-методическую копилку:рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе, по зонированию групповых помещений согласно принципам построения развивающей среды,
-составлены картотеки: по центрам активности по всем возрастам.
Был подготовлен и проведен обучающий семинар для педагогов по теме: «Принципы построения образовательной, развивающей предметно простран-ственной среды в дошкольной группе с учётом ФГОС»
2.2. Модель построения предметно-развивающей среды в дошкольной группе
Создавая развивающую среду в нашей дошкольной группе, мы стремились к тому, чтобы окружающая детей обстановка была уютной, комфортной, гармоничной и эстетичной, ведь красота формирует личность ребёнка.
Как «театр начинается с вешалки», так и организация пространства нашей дошкольной группы начинается с оформления приёмной комнаты, где оформлены уголки: «Информация для родителей», «Правила дорожного движения должны знать без исключения!», «Наши достижения».
Предметно-игровая среда в дошкольной группе отвечает определё нным требованиям: прежде всего свобода достижения ребёнком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Все игровые центры расположены так, что дети имели возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя: центр игры, центр двигательной деятельности, центр конструирования, центр музыкально-театрализованной деятельности.
Центр сюжетно-ролевой игры: для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Парикмахерская»,«Почта»,«Магазин»,«Булочная» и др. подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов расположены на полках, которые доступны детям.
Центр двигательной активности гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Центр конструирования способствует развитию детского творчества. Содержимое строительного уголка:(конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал).Дети всегда с удовольствием занимаются постройками.
Центр музыкально-театрализованной деятельности, игр-драматизаций это важный объект развивающей среды. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданно грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шёл в детский сад, теперь с удовольствием спешат в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра – кукольный, настольный, теневой. Дети с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Спокойный сектор: центр книги, центр природы.
Центр книги, где собраны небольшая библиотека: книги для чтения детям, и самостоятельного чтения читающих детей, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, сезонные выставки.
Центр природы служит не только украшением группы, но и местом саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается познавательный интерес к проблемам природы. Педагоги подобрали и разместили в нём растения,требующие разные способы ухода. В природном уголке имеются поделки из природного материала
Рабочий сектор :(занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности: центр познавательной и исследовательской деятельности, центр продуктивной и творческой деятельности, центр сенсорного развития, центр старшего дошкольника.
Центр старшего дошкольника.
Для детей старшего дошкольного возраста есть необходимые различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это - печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалы, отражающие школьную тему:картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу, загадки, пословицы, поговорки.
Центр сенсорного развития, где собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющие развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величины. Материалы для развития мелкой моторики.
Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности). Задача данного центра – развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире. Здесь размещены самые разнообразные природные материалы: мел, песок, глина, камни, перья, глобус.
Центр продуктивной и творческой деятельности или центр художественного творчества выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный материал: мелки, акварель, гуашь, бумага, картон. Здесь же есть место для выставки (полочка красоты).
Центр безопасности интересен и оснащён необходимыми наглядными пособиями для закрепления знаний правила дорожного движения;«уроки безопасности».
Учебная зона включает в себя наборы полотна, меловую доску, многообразный наглядный, раздаточный, счётный материал, дидактические игры.
Территория детства
При организации образовательной среды на территории дошкольной группы педагоги старались учесть всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребё нка: включает компоненты необходимые для полноценного физического развития, эстетического, познавательного и социального развития воспитанников. На участке имеется игровое оборудование;лесенки,качалки,песочница,корабль,машины,ракета. На спортив-ном участке имеется волейбольная сетка, баскетбольные щиты, гимнастическая лестница, бревно для ходьбы: а также персонажи сказочных героев: матрёшка, зайка, сказочница, лебединое озеро, и другое. Это место для прогулок, игр, наблюдений.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом,регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в дошкольной группе осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
-с семьями воспитанников;
-с будущими родителями.
Задачи:
-формирование психолого - педагогических знаний родителей;
-приобщение родителей к участию в жизни дошкольной группы;
-оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
-изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
-ознакомление родителей с результатами работы дошкольной группе на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни дошкольной группы;
-ознакомление родителей с содержанием работы дошкольной группы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
-участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
-целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
-обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
«Нет никакой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить- развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы».