Екатерина Скрижалина
Практика формирования благоприятной эмоционально-развивающей среды: Я — сообщения и правила комфортной социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование благоприятной эмоционально-развивающей среды начинается с реализации эмоционально-поддерживающего компонента, как залога построения гармоничных отношений между всеми участниками воспитательно-образовательной деятельности. Одним из направлений такой работы было включение родителей в поиск вербальных средств «правильного реагирования» на детские слёзы, мелкие житейские стрессы, капризы и непослушание. Познакомив родителей на собрании с теорией Я-сообщений, мы предложили им понаблюдать за наиболее частыми реакциями и словами, которые они используют в таких ситуациях. Следующая встреча показала преобладание отрицания детских эмоций, запрет на них: «Не плачь, это ерунда!», «Мальчики не должны плакать», «Прекрати истерику!», «Ну, сколько можно рыдать! Забудь уже об этом!». Даже в семьях, тяготеющих к гуманистическому подходу в воспитании, часто можно было заметить склонность к манипулированию детскими чувствами и поиску быстрых решений: «Ты должна успокоиться, или я больше никогда не куплю тебе мороженое», «Не переживай, поиграй с другим мальчиком!» и т. п. Вместе с родителями мы продолжили анализировать подобные реакции, их эффективность, и пришли к выводу, что, хотя осознанное использование я-сообщений показывает большую результативность в решении стрессовых ситуаций, однако требуют тщательной формулировки, что часто вызывает затруднения. В ходе обсуждения мы разработали памятку «Что сказать вместо…»:
Публикация «Практика формирования благоприятной эмоционально-развивающей среды: Я — сообщения и правила комфортной социализации» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Часто мы говорим… - Хватит плакать!
Лучше сказать… - Я с тобой.
- Я слышу тебя.
- Я готов (готова) тебя выслушать, когда ты
захочешь поговорить об этом.
- Я помогу тебе справиться с этим.
- Как думаешь, мы можем с этим что-то сделать?
Часто мы говорим… - Прекрати кричать!
Лучше сказать… - Шум мешает мне сосредоточиться.
- Когда кто-то кричит, трудно понять, чего он
хочет на самом деле.
- Я буду готов (готова) поговорить об этом, когда
твой голос снова станет нормальным.
Часто мы говорим… - Не бегай!
Лучше сказать… - Ты сможешь бегать, когда мы придём на
площадку (в безопасное место, а сейчас мы
будем (описать последовательность событий.
Часто мы говорим… - Сколько можно ныть!
Лучше сказать… - Мы сможем обсудить это, когда твоё пове-
дение изменится.
Часто мы говорим… - Сколько раз можно повторять!
Лучше сказать… - Я хочу, чтобы ты меня услышал.
Часто мы говорим… - Я же говорил (говорила!
Лучше сказать… - Давай вместе подумаем, что можно сделать,
чтобы это больше не повторялось?
Часто мы говорим… - Пока ты не съешь первое (не уберёшь игрушки
и т. п., сладкое не получишь!
Лучше сказать… - Когда ты съешь первое, тебя ждёт вкусный
десерт.
Часто мы говорим… - Не мешай!
Лучше сказать… - Когда освобожусь, я с радостью проведу с
тобой время!
Родители отметили, что систематическое использование подобных выражений позволило значительно сократить количество и длительность негативных поведенческих реакций у детей. Одновременно с этим уверенность взрослых в своих педагогических силах укрепилась, они стали лучше понимать мотивы собственных реакций.
Еще одним направлением по реализации эмоционально-поддерживающего компонента благоприятной среды стали «Дни ласковых слов», которые помогли снизить формализованность общения между педагогом и детьми. Показывая способы передачи своих эмоций через уменьшительные формы имени или ласковые прозвища, принятые дома, дети включались в процесс формирования чувства близости, привязанности внутри коллектива. Одновременно проводилась работа по профилактике конфликтов: знакомя детей с рассказом Б. Шергина «Рифмы», мы говорили о важности слова как главного инструмента хорошего настроения. Грубые слова, дразнилки, «злые» рифмы разрушают добрые отношения, провоцируют ответную грубость и злость. Дети приняли живое участие в формулировании «Правил доброты». Суммируя эти правила, мы получили список из пяти пунктов:
- обращаться друг к другу по имени;
- говорить красиво, добрыми словами;
- учиться договариваться, а не драться;
- спрашивать разрешения, если хочется взять чужую вещь;
- делиться игрушками, которые приносишь из дома.
Обобщив их, мы с ребятами пришли к простой формуле: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Очень важно, что в ходе обсуждения, дети сами сформулировали условия комфортного общения, «присвоив», таким образом, итоги этой работы как результат личного открытия.