Ирина Хохлова
Современные подходы к проблеме дифференциальной диагностики системных нарушений речи и детского аутизма
▼ Скачать + Заказать документы
В последние пятнадцать лет, как в нашей стране, так и за рубежом отчётливо прослеживается тенденция к увеличению числа детей с детским аутизмом (ДА) и системными нарушениями развития экспрессивно-рецептивной речи (СНРР).
На первичной консультации в диагностических центрах специалистам сразу трудно определить структуру дефекта, поэтому эти дети, как правило, направляются в группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития под динамическое наблюдение.
Публикация «Современные подходы к проблеме дифференциальной диагностики системных нарушений речи и детского аутизма» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Диагностика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Перед специалистами этих групп стоит задача в кротчайший срок подобрать адекватный диагностический материал, найти контакт с ребёнком и на основе полученных данных определить зону актуального развития ребёнка.
Специалистам необходимо помнить, что у детей с ДА и у детей с ССНР наблюдаются общие клинические проявления:
широкий спектр расстройств аутистического круга –
эхолалии,
наличие стереотипий: «манежное поведение» (бесцельное бегание по кругу); однообразные действия: моторные (раскачивание, прыжки, постукивания и т. д., речевые (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз,
бесконечные манипуляции каким-либо предметом,
однообразные монотонные игры.
специфические нарушения формирования речи –
отсутствие вербальной речи,
полное или недостаточное понимание обращённой речи,
отсутствие или непостоянство отклика на обращение, на собственное имя,
заметная реакция на слабые звуки и её отсутствие в ответ на звуки более громкие
неинтонированные вокализации
факты однократного произнесения некоторых слов без дальнейшего их употребления;
нарушения коммуникативной сферы –
отсутствие потребности в общении,
избирательные контакты,
интровертные реакции;
нарушения эмоционально-поведенческой сферы –
эмоциональная неустойчивость,
раздражительность,
неустойчивость эмоциональных реакций от аффективных до безучастных,
психомоторное возбуждение,
слабость побуждений,
вялость или, наоборот, расторможенность поведения,
усиление примитивных влечений;
нарушение формирования высших психических функций (ВПФ) и интеллектуальной деятельности –
снижение уровня активного внимания и его ограниченность,
низкий уровень объёма краткосрочной памяти,
повышенная инертность психических процессов,
повышенная утомляемость и истощаемость, особенно при психических нагрузках;
проблемы социальной адаптации.
Если специалист не учитывает эти данные, мы можем говорить о гипердиагностике ДА. Это приводит к тому, что нередко нарушения развития в нервно-психической сфере у детей раннего и дошкольного возраста расценивают как ДА. Как следствие, неправильный диагноз; сложности дифференциальной диагностики, особенно ранней; психологической, педагогической, логопедической коррекции и работы с родителями, в дальнейшем приводят к снижению социального статуса ребенка, ухудшению качества жизни, а иногда к инвалидности.
Диагностически значимые показатели, помогающие при первичном знакомстве с ребёнком. Если у детей отсутствует экспрессивная речь, но при этом они: широко используют невербальные средства коммуникации;
способны к осмысленной игре;
участвуют в эмоциональном общении в специально созданных ситуациях;
проявляют познавательный интерес,
то с уверенностью можно сказать, что у ребёнка ССНР.
В ходе коррекционной работы необходимо отмечать положительные изменения (вести дневник наблюдений)
Эмоционально-поведенческие реакции, в том числе коммуникативные:
привлекает к себе внимание в адекватной форме;
выражает понятным образом свои намерения, желания;
прекращает действия по инструкции (например, перестаёт шуметь);
адекватно выражает радость, огорчение;
проявляет симпатию к посторонним;
способен контактировать со сверстниками, членами семьи, другими взрослыми;
реагирует на обращение по имени (поворачивает голову в сторону зовущего, подходит и т. д. ,
начинает откликаться на имя;
способен поздороваться, попрощаться;
реагирует на протянутую руку.
Понимание:
При выполнении так называемых базовых команд:
берёт вещи по инструкции;
подаёт по просьбе знакомые предметы;
выполняет требования, просьбы, поручения: возьми, садись, закрой глаза, убери, положи на место.
В настольных играх: Кто начинает? Чей ход? Кто теперь ходит? Ты выиграл. Твоя очередь.
Соотносит названия предметов с самими предметами.
Способен не только идентифицировать одинаковые изображения при игре в лото, но и успешно выполняет задания на установление соответствий (например, малышу – соска, зайцу – морковка; космонавту – ракета, пожарному – шланг).
Формируется совместная игровая деятельность, в том числе усваивает правила дидактических игр.
Появление коммуникативных жестов:
владеет указательным жестом;
пользуется жестом «Дай»;
умеет адекватно выражать отказ с помощью жеста;
использует жест прощания;
использует жест приветствия.
Экспрессивная речь:
осмысленно повторяет услышанное;
активно повторяет за взрослым слова и словосочетания, звукоподражания;
имитирует звуки, слоги, слова, цепочки слов;
называет себя по имени;
освоены наименования некоторых предметов и действий;
осуществляет речевое общение на основе минимального количества необходимых языковых операций.
Чувство юмора: способен лукавить, улыбаться или начинает смеяться над тем, что может вызывать смех; нелепости вызывают улыбку.
Мы фиксируем также: насколько проявляет интерес к занятиям; какие задания вызывают наибольшие трудности; усидчивость и работоспособность; насколько быстро переключается с одного вида деятельности на другой; способность к переносу полученных навыков.
Уровень необходимой помощи: пассивное выполнение; с частичной поддержкой; согласно пошаговой инструкции; полностью самостоятельно.
На групповых занятиях отмечается следующая положительная динамика: ориентируется в ситуации занятия; реагирует действием или репликой; способен вовлекаться в игры; ждёт, пока настанет его очередь.
Положительная динамика в познавательном развитии ребёнка позволяет исключить диагноз «умственная отсталость».
Мы можем с уверенностью сказать, что у ребёнка СННР с наслоившимися расстройствами аутистического спектра, если появляются:
взгляд в глаза собеседника;
осмысленность деятельности;
любопытство;
элементы исследовательского поведения;
жесты;
интонационное оформление лепета;
коммуникативная окрашенность интонаций;
сопереживание;
чувство юмора.
Обобщая приведённые характеристики, можно сказать, что если в какой-то степени ребенок делается собеседником (несмотря на минимальное количество языковых средств, то это объективно свидетельствует о его способности к социальному взаимодействию.
Начинают формироваться:
адекватное эмоциональное реагирование;
элементы мотивации к познавательной деятельности;
бытовые навыки;
концентрация совместного внимания – до 15-20 минут.
Дети принимают ситуацию выбора.
Исчезают стереотипии.
Таким образом, представленные наблюдения достоверно показывают необходимость предложенной системы фиксации диагностически значимых показателей для дифференциальной диагностики умственной отсталости, детского аутизма и системного недоразвития речи у детей с отсутствием вербального общения; обязательного отражения адекватной оценки изменений, происходящих с ребёнком в условиях длительного динамического наблюдения. Очевидно, что эта оценка нужна не только для диагностики, но и для разработки основных направлений коррекционно-развивающего воздействия для конкретного ребёнка.
Список литературы
1. Бенилова С. Ю., Резниченко Т. С. «Вопросы психического здоровья детей и подростков» – М., 2010. – №1. – С. 38 – 51.
2. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология, 1994. – М., 1994. – № 1. – С. 30-36.