Получи документы

Современные подходы к проблеме дифференциальной диагностики системных нарушений речи и детского аутизма

Ирина Хохлова
Современные подходы к проблеме дифференциальной диагностики системных нарушений речи и детского аутизма
▼ Скачать + Заказать документы

В последние пятнадцать лет, как в нашей стране, так и за рубежом отчётливо прослеживается тенденция к увеличению числа детей с детским аутизмом (ДА) и системными нарушениями развития экспрессивно-рецептивной речи (СНРР).

На первичной консультации в диагностических центрах специалистам сразу трудно определить структуру дефекта, поэтому эти дети, как правило, направляются в группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития под динамическое наблюдение.

Публикация «Современные подходы к проблеме дифференциальной диагностики системных нарушений речи и детского аутизма» размещена в разделах

Перед специалистами этих групп стоит задача в кротчайший срок подобрать адекватный диагностический материал, найти контакт с ребёнком и на основе полученных данных определить зону актуального развития ребёнка.

Специалистам необходимо помнить, что у детей с ДА и у детей с ССНР наблюдаются общие клинические проявления:

широкий спектр расстройств аутистического круга –

эхолалии,

наличие стереотипий: «манежное поведение» (бесцельное бегание по кругу); однообразные действия: моторные (раскачивание, прыжки, постукивания и т. д., речевые (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз,

бесконечные манипуляции каким-либо предметом,

однообразные монотонные игры.

специфические нарушения формирования речи –

отсутствие вербальной речи,

полное или недостаточное понимание обращённой речи,

отсутствие или непостоянство отклика на обращение, на собственное имя,

заметная реакция на слабые звуки и её отсутствие в ответ на звуки более громкие

неинтонированные вокализации

факты однократного произнесения некоторых слов без дальнейшего их употребления;

нарушения коммуникативной сферы –

отсутствие потребности в общении,

избирательные контакты,

интровертные реакции;

нарушения эмоционально-поведенческой сферы –

эмоциональная неустойчивость,

раздражительность,

неустойчивость эмоциональных реакций от аффективных до безучастных,

психомоторное возбуждение,

слабость побуждений,

вялость или, наоборот, расторможенность поведения,

усиление примитивных влечений;

нарушение формирования высших психических функций (ВПФ) и интеллектуальной деятельности –

снижение уровня активного внимания и его ограниченность,

низкий уровень объёма краткосрочной памяти,

повышенная инертность психических процессов,

повышенная утомляемость и истощаемость, особенно при психических нагрузках;

проблемы социальной адаптации.

Если специалист не учитывает эти данные, мы можем говорить о гипердиагностике ДА. Это приводит к тому, что нередко нарушения развития в нервно-психической сфере у детей раннего и дошкольного возраста расценивают как ДА. Как следствие, неправильный диагноз; сложности дифференциальной диагностики, особенно ранней; психологической, педагогической, логопедической коррекции и работы с родителями, в дальнейшем приводят к снижению социального статуса ребенка, ухудшению качества жизни, а иногда к инвалидности.

Диагностически значимые показатели, помогающие при первичном знакомстве с ребёнком. Если у детей отсутствует экспрессивная речь, но при этом они: широко используют невербальные средства коммуникации;

способны к осмысленной игре;

участвуют в эмоциональном общении в специально созданных ситуациях;

проявляют познавательный интерес,

то с уверенностью можно сказать, что у ребёнка ССНР.

В ходе коррекционной работы необходимо отмечать положительные изменения (вести дневник наблюдений)

Эмоционально-поведенческие реакции, в том числе коммуникативные:

привлекает к себе внимание в адекватной форме;

выражает понятным образом свои намерения, желания;

прекращает действия по инструкции (например, перестаёт шуметь);

адекватно выражает радость, огорчение;

проявляет симпатию к посторонним;

способен контактировать со сверстниками, членами семьи, другими взрослыми;

реагирует на обращение по имени (поворачивает голову в сторону зовущего, подходит и т. д. ,

начинает откликаться на имя;

способен поздороваться, попрощаться;

реагирует на протянутую руку.

Понимание:

При выполнении так называемых базовых команд:

берёт вещи по инструкции;

подаёт по просьбе знакомые предметы;

выполняет требования, просьбы, поручения: возьми, садись, закрой глаза, убери, положи на место.

В настольных играх: Кто начинает? Чей ход? Кто теперь ходит? Ты выиграл. Твоя очередь.

Соотносит названия предметов с самими предметами.

Способен не только идентифицировать одинаковые изображения при игре в лото, но и успешно выполняет задания на установление соответствий (например, малышу – соска, зайцу – морковка; космонавту – ракета, пожарному – шланг).

Формируется совместная игровая деятельность, в том числе усваивает правила дидактических игр.

Появление коммуникативных жестов:

владеет указательным жестом;

пользуется жестом «Дай»;

умеет адекватно выражать отказ с помощью жеста;

использует жест прощания;

использует жест приветствия.

Экспрессивная речь:

осмысленно повторяет услышанное;

активно повторяет за взрослым слова и словосочетания, звукоподражания;

имитирует звуки, слоги, слова, цепочки слов;

называет себя по имени;

освоены наименования некоторых предметов и действий;

осуществляет речевое общение на основе минимального количества необходимых языковых операций.

Чувство юмора: способен лукавить, улыбаться или начинает смеяться над тем, что может вызывать смех; нелепости вызывают улыбку.

Мы фиксируем также: насколько проявляет интерес к занятиям; какие задания вызывают наибольшие трудности; усидчивость и работоспособность; насколько быстро переключается с одного вида деятельности на другой; способность к переносу полученных навыков.

Уровень необходимой помощи: пассивное выполнение; с частичной поддержкой; согласно пошаговой инструкции; полностью самостоятельно.

На групповых занятиях отмечается следующая положительная динамика: ориентируется в ситуации занятия; реагирует действием или репликой; способен вовлекаться в игры; ждёт, пока настанет его очередь.

Положительная динамика в познавательном развитии ребёнка позволяет исключить диагноз «умственная отсталость».

Мы можем с уверенностью сказать, что у ребёнка СННР с наслоившимися расстройствами аутистического спектра, если появляются:

взгляд в глаза собеседника;

осмысленность деятельности;

любопытство;

элементы исследовательского поведения;

жесты;

интонационное оформление лепета;

коммуникативная окрашенность интонаций;

сопереживание;

чувство юмора.

Обобщая приведённые характеристики, можно сказать, что если в какой-то степени ребенок делается собеседником (несмотря на минимальное количество языковых средств, то это объективно свидетельствует о его способности к социальному взаимодействию.

Начинают формироваться:

адекватное эмоциональное реагирование;

элементы мотивации к познавательной деятельности;

бытовые навыки;

концентрация совместного внимания – до 15-20 минут.

Дети принимают ситуацию выбора.

Исчезают стереотипии.

Таким образом, представленные наблюдения достоверно показывают необходимость предложенной системы фиксации диагностически значимых показателей для дифференциальной диагностики умственной отсталости, детского аутизма и системного недоразвития речи у детей с отсутствием вербального общения; обязательного отражения адекватной оценки изменений, происходящих с ребёнком в условиях длительного динамического наблюдения. Очевидно, что эта оценка нужна не только для диагностики, но и для разработки основных направлений коррекционно-развивающего воздействия для конкретного ребёнка.

Список литературы

1. Бенилова С. Ю., Резниченко Т. С. «Вопросы психического здоровья детей и подростков» – М., 2010. – №1. – С. 38 – 51.

2. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология, 1994. – М., 1994. – № 1. – С. 30-36.

Публикации по теме:

Публикация «Современные подходы в подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи» Готовность к обучению в школе определяется системой требований, которые предъявляются ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями.

Современные подходы к физическому воспитанию детейСовременные подходы к физическому воспитанию детей Опыт работы Современные подходы к физическому воспитанию детей. Автор-составитель: Воспитатель муниципального дошкольного образовательного.

Современные подходы к организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением речи В современных социально – экономических условиях развития образования перед педагогами - практиками стоят задачи создания, наиболее оптимальных.

Современные подходы к организации образовательной деятельности дошкольников по английскому языку Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В Федеральном законе «Об образовании в Российской.

Консультация для воспитателей «Современные подходы к оздоровлению детей» (часть первая) Часть 2 ловкости, совершенствования моторных умений и навыков, накопления двигательного опыта, профилактики плоскостопия и нарушения осанки).

Консультация для воспитателей «Современные подходы к оздоровлению детей» (часть вторая) часть 1 Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является.

Взаимодействие с семьей по проблеме профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в дошкольном учреждении В. В. Петрусь Н. Г. Сидорова БДОУ города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 356» Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии.

Эссе «Современные подходы к методической деятельности в дошкольном образовании» Эссе «Современные подходы к методической деятельности в дошкольном образовании» Каждый человек в жизни должен найти то дело, каким было.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к проблеме дифференциальной диагностики системных нарушений речи и детского аутизма
Опубликовано: 27 марта 2016 в 22:44
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы к проблеме дифференциальной диагностики системных нарушений речи и детского аутизма» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хохлова (УИ 582385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД