Татьяна Кутовая
Эссе «Современные подходы к методической деятельности в дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Современные подходы к методической деятельности
в дошкольном образовании»
Каждый человек в жизни должен найти то дело, каким было бы ему интересно заниматься, избрать ту профессию, которая наиболее соответствует его внутреннему миру. И я нашла такую профессию. Я – методист, старший воспитатель ДОУ.
Публикация «Эссе „Современные подходы к методической деятельности в дошкольном образовании“» размещена в разделах
Кто-то становится воспитателем целенаправленно со школьной скамьи. Мой путь в профессию был долог и тернист. В дошкольную педагогику я пришла в 32 года вместе с младшей дочерью и с упоением окунулась в "мир детства", в мир горящих детских глаз и удивительных открытий. Это еще раз подтверждает, что профессия воспитателя – это жизнь, а в жизни все бывает по-разному. Но людей, несущих гордое звание "педагог", объединяет одно – они с радостью отдают свое сердце детям и не мыслят свою жизнь без этого!
Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в введении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования с целью совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников, обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду. Успех развития системы образования в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса ДОУ.
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы :
1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации, формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта;
2. Организация работы по изучению нормативно-правовых документов, образовательных стандартов и программ, подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса, обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка;
3. Оказание научно-методической помощи педагогам на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категорийности, и консультативной помощи в организации самообразования педагогов;
4. Координация деятельности детского сада и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников;
5. Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом;
6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. В связи с этим на методическую службу возлагается задача об изменении подходов к организации и содержанию методической работы, её формам и методам.
Рассмотрим существующие подходы к методической деятельности применительно к дошкольному образованию :
1. Диагностический подход - изучение уровня подготовленности педагога, что позволяет выявить затруднения и оказать целенаправленную помощь.
2. Дифференцированный подход - учет индивидуальных особенностей, мотивации, увлечений педагогов, объединение в микро-группы по интересам.
3. Личностно-ориентированный подход - опора на опыт, знания, профессионализм, ценностные установки, помощь в самореализации педагога.
4. Деятельностный подход - опора на творческое начало педагогов, партнерские взаимоотношения, самообразование, повышение квалификации.
5. Компетентностный подход - способность педагога самостоятельно решать различные ситуации, возникающие в реальной жизни, формирование ключевых компетентностей.
Воспитатель ДОУ должен владеть следующими компетентностями:
- планировать и организовывать образовательный процесс, совместную и самостоятельную деятельность детей, используя разнообразные формы организации;
- мотивировать детей на участие в разнообразной деятельности, учитывая индивидуальные особенности, интересы и способности;
- владеть проектным мышлением и исследовательскими навыками (уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью);
- владеть диагностическими методами и критериями оценивания как собственной деятельности, так и уровня развития детей;
- владеть аналитическим мышлением (уметь ставить конкретные цели деятельности, правильно оценить результаты и провести коррекцию);
- владеть коммуникативными навыками (уметь строить позитивное общение со всеми участниками образовательного процесса);
- владеть информационно-коммуникативными технологиями и использовать их в образовательном процессе.
Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо правильно организовать работу методического кабинета, подобрать материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумать его систематизацию. Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми.
Не менее важной задачей методиста считается формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями, стремление к созданию конкурентоспособной модели дошкольного учреждения, где внедряются современные научные исследования и лучший педагогический опыт с учетом запросов всех участников образовательного процесса.
Таким образом, современный старший воспитатель – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями. Коммуникативный человек, умеющий слушать других. И самое главное – любящий свою профессию и детей.
Я желаю всем старшим воспитателям быть профессионалами и помнить, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию.