чургулия жана
Современные подходы к повышению качества дошкольного образования в реализации задач по социально-коммуникативному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие социально-коммуникативных навыков является основой для формирования социально-адаптированной личности. Нам посчастливилось жить в динамично развивающемся мире, в котором много информации и новейших технических средств информации, вместе с этим к личности предъявляются требования быть интеллектуально развитым и зачастую родители, забывают что для развития ребенка важно быть не только интеллектуально развитым, но и в первую очередь создать условия для развития социально адаптированного человека, у которого сформированы навыки конструктивного общения и умения выстраивать межличностные отношения. Согласно Л. С. Выготскому и многим другим отечественным и зарубежным ученным, общение, как коммуникативная деятельность –один из важнейших факторов формирования личности, ведущий вид деятельности ребенка, который направлен на познание и оценку себя, посредством взаимодействия с другими людьми. Поэтому, согласно Закона «Об Образовании»(ст. 12, 13, Дошкольное образовательное Учреждение устанавливает требования к программе и ее содержанию, которое в первую очередь ориентируется на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности «создание условий для ее самореализации» соответственно работа детского сада направленна на реализацию основных целей и задач социально –коммуникативного развития, согласно ФГОС ДО (пункт 2.6)”социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей. принятых в обществе,включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества ;формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе “.
Публикация «Современные подходы к повышению качества дошкольного образования в реализации задач по социально-коммуникативному развитию» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Исходя и согласно всем нормативным документам об образовании и ее организации именно педагог, совместно с родителями воспитанников,создает и обеспечивает предпосылки развития социально адаптированной личности посредством взаимодействия и обеспечения атмосферы эмоционального благополучия за счет уважения индивидуальности ребенка, чуткости к эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства, через атмосферу принятия, каждый ребенок должен чувствовать, что его ценят и принимают таким какой он есть,могут выслушать и понять. В ДОУ педагоги используют вариативные формы работы с воспитанниками: беседы, ситуативный разговор, в форме партнерских взаимоотношений, в ходе самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в продуктивных видах деятельности; двигательной, познавательно-исследовательской деятельности, игровой деятельности и восприятии художественной литературы. Конечно же основой для развития социально –коммуникативных навыков педагог использует игровую деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей, в ней дети учатся тому, что еще не умеют, в игре происходит общение со сверстниками, развиваются нравственные качества, через игровую деятельность происходит интегрированное развитие личности, в котором идет формирование речевого развития, художественно-эстетического развития,восприятие художественной литературы,закрепляются правила безопасного поведения в быту и в социуме, развивается чувство юмора; формируется представления о себе,своей семьи и ее членах,уважительное отношение к старшим и заботливое, внимательное отношение к младшим, представления о гендерной принадлежности. В игре усваиваются ценности, принятые в обществе, воспитываются моральные и нравственные качества ребенка, воспитывается чуткость. отзывчивость, развиваются умения объединяться для игры и поддержание дружеских взаимоотношений со сверстниками,у ребят формируются представления о себе. как об активном члене коллектива. Через игровую деятельность ребята развивают навыки само обслуживания, самостоятельность, дети приобщаются к доступной трудовой деятельности и учатся умению слушать собеседника, формируются навыки вежливого общения, стремление в своих поступках следовать положительному примеру, воспитывается любовь к художественной литературе. Игровая деятельность способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим,развивается способность договариваться, учитывать интересы не только свои. но и товарищей, ребенок учит подчиняться правилам и социальным нормам; использует речь для выражения своих чувств и желаний. Особую роль занимает (на примере старшей и подготовительной группы) сюжетно- ролевая игра. в которой ребенок учится примерять на себя роли, ребенок максимально раскрывается, проявляет самостоятельность, гармонично осваивает способы и средства познания,общения и деятельности. Игры организуются по инициативе детей – в основном самостоятельные, сюжетные, сюжетно-ролевые,театрализованные ; по инициативе взрослого- дидактические, игры- забавы, игры-имитации, подвижные, малоподвижные игры, игры-подражания, игры-превращения; игры досуговые, обрядовые, психогимнастика. Кроме того игы используются с правилами и без, сюжетные и бессюжетные, речевые, спортивные и интеллектуальные. Мною собрана картотека игр, направленная на развитие эмоциональной сферы, социально- коммуникативные игры, картотека игр по релаксации и психогимнастике, которую я использую в самостоятельной деятельности, в образовательной деятельности,в ходе режимных моментов ; с утра на зарядке использую приемы, упражнения и игры направленные на создание положительного эмоционального настроя,в тихий час –чтение художественной литературы (сказкотерапия, использование звуковых фонов,в ходе образовательной деятельности –создание коллективных работ, любование конечным результатом труда воспитанников. оценивание результатов своего труда, при возникновении спонтанных конфликтов использую обсуждение, с использование художественной литературы. Эти игры обеспечивают настрой на позитивное отношение к себе, окружающим, включают каждого ребенка в процесс самопознания, самовоспитания, особое внимание уделяется развитию навыков самообслуживания, самостоятельности. трудовому воспитанию. Ребята знакомятся, посредством общения в ходе самостоятельной деятельности, с представителями различных профессий, формируется уважительное, бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Ребята с трепетом следят за комнатными цветами: поливают, рыхлят почву, удаляют засохшие листья. Ответственно относятся к чистоте и порядку в игровых уголках, в личных шкафчиках, стремятся следить за аккуратностью во внешнем виде, что развивает навыки становления самостоятельности.
На прогулке ребята активно участвуют в прополке и облагораживании клумб, сборе семян, уборке игровой площадки от листвы, веток, шишек, снега. Зимой подкармливают птиц, строят и устанавливают им кормушки, совместно с родителями и воспитателями. Очень гордятся собой, когда их деятельность оценивают положительно. стремятся доводить начатое до конца и сделать это хорошо и качественно. Формированию основ безопасности способствует чтение художественной литературы, показ презентаций, беседы о типичных опасных ситуациях и способах поведения в них; для формирования элементарных правил поведения на дороге и воспитания осознанного отношения к необходимости соблюдать эти правила для ребят создана группа «Авто городок»-ребята в игровой форме изучают правила безопасного поведения на дороге.
И самое основное в развитии социально-коммуникативных навыков невозможно без тесного взаимодействия с семьей воспитанников. Во многом от родителей зависит на сколько адекватными будут эмоциональные реакции ребенка. В работе с родителями я использую все формы взаимодействия: индивидуальные беседы, вовлечение в проектную деятельность, организация выставок совместных с детьми поделок, организация, изготовление атрибутов и костюмов к утренникам, развлечениям, праздникам. Провожу консультации и составляю памятки для родителей о эффективном семейном времяпрепровождении.
Семья — микро коллектив, в котором складываются свои традиции, обычаи, оказывающие благотворное влияние на детей. Так, участвуя в подготовке и проведении традиционных семейных праздников, дети естественно приобщаются к культуре быта: убирают и украшают квартиру, занимаются кухонной стряпнёй, придумывают фирменные блюда, сервируют стол, готовят близким подарки, пишут поздравительные открытки.
Любые положительные качества ребёнка—доброжелательность, честность, правдивость и др. - если они проявляются повседневно (в общении с отцом и матерью, братьями и сестрами, друзьями, знакомыми и незнакомыми, становятся в итоге чертами его характера. Закономерность позволила педагогам вывести правило: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Какая семья, такой и растущий в ней ребенок. Семья глобально влияет на процессы и результаты становления личности, поэтому родителям серьезно нужно задуматься о том, правильные ли цели они ставят, нужные ли методы используют.
Такая организация работы с семьями воспитанников формирует «уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации» (ФГОС ДО)
Вывод: Повышение качества дошкольного образования в реализации ОО социально-коммуникативное развитие возможно прицеленаправленном, доброжелательном и систематическом взаимодействии и семьи и ДОУ, социальное, семейное, дошкольное воспитание должно осуществляется в неразрывном единстве, с учетом особенностей каждой семьи и индивидуальных особенностей ребенка.